Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Что думают о финансовом кризисе в кино сами кинематографисты

Если не снимут фильм, ничего страшного не случится. А вот если не будет машин «скорой помощи»…

Чудны дела твои, кризис: режиссер Сергей Соловьев с грустью говорит о том, что мировые финансовые неурядицы убивают отечественное кино, а фильм «Обитаемый остров» бьет все рекорды по кассовым сборам (если, конечно, нам опять не врут). Есть в любом кино, и в нашем тоже, каста неприкасаемых, на которых любые экономические трудности отразятся, конечно, но постольку-поскольку. Впрочем, кризис еще не разгорелся в полную силу - апокалипсис обещают к лету. Пока, несмотря на серьезные трудности, которые переживает «Мосфильм», несмотря на то, что один за другим закрываются или зависают на неопределенное время проекты, что телевизионное производство приостановлено, многие кинематографисты настроены оптимистично. Об очистительной роли кризиса, необходимого в образовавшемся кинобеспределе, говорят многие продюсеры: мол, горячие головы охладятся, ненужные и вовсе уберутся прочь. И никакой катастрофы.

Судя по всему, на частных студиях Петербурга, давно привыкших выживать своими силами, катастрофы и правда не предвидится. Главный интерес в этом смысле представляет главная же студия - «Ленфильм». Здесь и до кризиса было совсем не сладко, однако студия выживала благодаря тому, что сдавались в аренду помещения, - на протяжении многих лет на «Ленфильме» снимали все новогодние программы. В этом году Первый канал отказался от услуг «Ленфильма». Дальше будет еще сложнее: во-первых, производство телепродукции сокращается, во-вторых, цены за аренду сильно выросли.

Что-то делать надо, и на «Ленфильме» возникла новая концепция - производство фильмов для детей и юношества. Ходят слухи, что на должность художественного руководителя был приглашен режиссер Алексей Герман. Директор студии Вячеслав Тельнов эти слухи комментировать отказался, сославшись на то, что никакого официального решения на этот счет принято не было.

Все же жизнь на «Ленфильме» идет: продолжает работу Ирина Евтеева, почти закончен начатый еще до кризиса фильм Лидии Бобровой «Верую!» по рассказам Василия Шукшина, запущены несколько проектов «для детей и юношества». Ждут своего часа (деньги пока не найдены, увы) сценарии Александра Рогожкина и «Чехов» Виталия Мельникова. Но в целом ситуация не очень определенная, прямо скажем.

Впрочем, определенности нет ни у кого, хотя большинство опрошенных нами продюсеров видят в кризисе, как это ни странно, много хорошего.

«Ленфильм» должен оставаться государственной киностудией

Вячеслав Тельнов, директор киностудии «Ленфильм»:

- Наша студия находится не в безвоздушном пространстве, и раз уж кризис добрался-таки до кинопроизводителей, мы не могли оказаться счастливым исключением. Уже ясно, что производство телепродукции сократилось примерно на 70 процентов, соответственно и оказание услуг нашей студией уменьшилось в два раза. Тут нужно понимать, что это была одна из важных статей нашего дохода. Именно благодаря оказанию услуг стороннему производителю мы смогли в прошлом году залатать ряд дыр: купить современное оборудование для звукоцеха, отремонтировать студию.

Сейчас, конечно, нам придется затянуть пояс. Но мне хочется особо подчеркнуть, что, несмотря на кризис, нам удается сохранить свое собственное производство. Все те картины, которые мы собираемся запустить в этом году, мы обязательно будем снимать. И поскольку наше производство обеспечено государственным финансированием, студия продолжает свою работу: деньги поступают вовремя, процесс идет. Конечно, нам очень хочется и в дальнейшем надеяться на помощь со стороны государства. Это позволило бы студии продержаться этот год, а затем, вероятно, вернуться к темпам развития прошлого года.

- Пока кризис еще не разгорелся и у государства есть деньги. Но может случиться так, что и у государства возникнут сложности. Есть ли у вас собственный план выживания? Каковы антикризисные меры на 2009 год?

- На данный момент мы занимаемся поиском инвестора, который сможет предложить нам взаимовыгодные условия. Иначе говоря, мы хотим, чтобы нашими партнерами стали не девелоперы, которые построят здесь торговый центр, а люди, заинтересованные именно в производстве кино. Не буду скрывать: у нас уже прошел ряд переговоров с иностранными компаниями и мы надеемся на скорое сотрудничество с ними. Сейчас на «Ленфильме» стартует подготовка к масштабному проекту - запуску пакета из трех фильмов для детей. Городская администрация, которая очень поддерживала «Ленфильм» в прошлом году, пообещала выделить в течение 2009-го - начале 2010-го порядка 2 млн. долларов на производство детского кино. Параллельно мы подаем наш детский проект в Министерство культуры, рассчитываем там на особое внимание - ведь начавшийся год объявлен годом поддержки национально значимых проектов в области кино.

- Ваша новая концепция - кино для детей и юношества. То есть вы некоторым образом переориентируете «Ленфильм», и это тоже часть антикризисной кампании?

- Нельзя забывать, что в советские времена именно на нашей студии снимались знаменитые фильмы - «Золушка», «Два капитана», «Республика Шкид», «Снежная королева», «Старая, старая сказка», «Старик Хоттабыч» и многие другие. Таким образом, правильнее говорить о возрождении традиций, а не о смене приоритетов. За последние тридцать лет кино для детей и юношества превратилось в выжженную степь: практически ничего не снимается, а то, что снимается, не доходит до широкого зрителя. И я уверен, что именно «Ленфильм» смог бы заполнить пустующую нишу.

- Кто будет заниматься этим кино на «Ленфильме»?

- Дело в том, что пока эти фильмы находятся в стадии сценарной разработки и называть какие-либо имена слишком рано. Но могу вас уверить, что курировать этот проект будет один из самых знаменитых ленфильмовских режиссеров, имя которого само по себе является гарантом качества.

«Из кино уйдут случайные люди и случайные деньги»

Андрей Сигле, продюсер, студии «АСДС» и «Пролайн-фильм»:

- Пока что некоторой коррекции подверглись планы студии «АСДС». Просто в силу того, что телеканалы отказались до весны покупать что бы то ни было, нам пришлось отложить производство нескольких проектов. На студии «Пролайн» в работе сейчас три проекта: один уже закончен, идет монтажный период, второй - «Фауст» Александра Сокурова - находится в начальной стадии, третий - мультипликационный фильм «Черный Питер» - тоже в начальной. Серьезных изменений наших планов не произошло - то, что задумали, будем снимать. Хотя, конечно, отрицать наличие кризиса невозможно - я знаю, что многие коллеги испытывают определенные сложности, закрываются многие проекты. Но у кризиса, как у любой проблемы, есть две стороны - хорошая и плохая. Хорошая состоит в том, что из кино уйдут случайные люди и случайные деньги. Их было очень много: в год снималось по 200 картин, а зрители видели максимум 20. Но их же снимали, деньги лились рекой, зарплаты росли - создавался просто нездоровый ажиотаж. И это отнюдь не шло на пользу кинопроизводству. Я думаю, что кризис переживет и авторский, и коммерческий кинематограф, - люди, которые действительно хотят и могут делать кино, будут это делать, несмотря ни на что. Два-три года им будет нелегко, конечно, но потом, я думаю, ситуация стабилизируется. Зато уйдет «середина» - огромное количество никому не нужных фильмов.

«Если актер бездарен, он вам и за пять тысяч долларов хорошо не сыграет, а если талантлив, то сыграет и за пятьсот рублей»

Игорь Каленов, продюсер, студия «Никола-фильм»:

- Для меня лично кризис начался еще года полтора назад, когда огромное количество непрофессиональных людей вдруг кинулось в кино, думая, что это легкие деньги, да еще и такое замечательное занятие. В первую очередь это относится даже не к кино, а к телепродукции, к качеству которой почему-то с некоторых пор понизились требования. Это привело к неестественному повышению стоимости продукта - причем не за счет увеличения прибыли, а за счет увеличения зарплат, гонораров и прочих трат. Конечно, это против законов грамотного бизнеса, поэтому сейчас объемы производства снизились, деваться некуда.

Нашей студии кризис пока не коснулся. Мы только заменили фильм, который хотели снимать в конце весны, с приключений на комедию - решили, что в эпоху глобальных потрясений комедия скорее будет востребована зрителями. Сейчас снимаем два телевизионных фильма: «Лиговка» - о самом первом отделении милиции времен нэпа - и другой - о советских разведчиках, участвовавших в советско-финляндской войне 1939 года.

- Ходят и такие разговоры: что, мол, кинобизнес жил в кредит, расходы явно превышали доходы и, даже если бы не кризис, он все равно бы «захлебнулся» рано или поздно.

- То, что кино жило и живет в кредит, как и другие отрасли, - это как раз нормально. Просто на многих студиях отсутствовала нормальная экономическая организация труда. Многие занимались таким, знаете, шапкозакидательством: а вот мы сейчас обгоним американские блокбастеры! Это все глупости, разумеется.

- Вы не считаете, что кризис может пойти на пользу нашему кинематографу? Выполнить своего рода роль чистильщика, например, или стимулировать творчество?

- Кризис - это всегда плохо, как любая болезнь. Конечно, бывает побочный положительный эффект у болезни, и в данном случае он очевиден - меньше непрофессиональных людей останется в кино. Я, конечно, за развитие национальной кинематографии. Вопрос в том, куда она развивается. Последнее время исключительно внутрь себя, исключительно для наполнения карманов. Ничего не имею против выгоды, но все должно быть разумно. Что касается творчества, новых идей, то это никак не связано с кризисом. Если у режиссера есть идеи, то есть, а если нет, то и не будет. Если актер бездарен, он вам и за пять тысяч долларов хорошо не сыграет, а если талантлив, то сыграет и за пятьсот рублей.

- По какому кино, на ваш взгляд, кризис ударит больнее - по авторскому или жанровому?

- Такие режиссеры, как Кира Муратова, Александр Сокуров, Андрей Звягинцев, я думаю, выстоят. Им скажут: у нас есть на фильм не два миллиона, а пятьсот тысяч - и они придумают, как снять за эти деньги. Мне кажется, у этих людей желание что-то сказать или показать гораздо сильнее желания показаться самому на красной дорожке. Они очень организованные и внутренне цельные.

Что касается молодых людей, которые достаточно хватки и хорошо усвоили международную конъюнктуру, то им, конечно, тяжелее будет. Потому что конъюнктуру освоить - это одно, а чувствовать - совершенно другое.

Жанровому кино тоже некоторое время будет нелегко. «Адмиралъ» и прочие подобные фильмы никогда не были коммерчески выгодными, только убыточными. Они были полезны тем, что приучали публику к отечественному кино, прививали любовь к нему. Если каналы продолжат эту политику - хорошо, не продолжат - тоже ничего страшного не произойдет. Просто чуть менее амбициозными будут эти проекты.

- Может ли кинематограф рассчитывать на государство в этой ситуации, или государству будет попросту не до него? А если будет до него, не обернется ли это возникновением госзаказа, как в советские времена?

- Говорить о госзаказе в кино довольно сложно, так как нет четкого представления о том, что нужно. Давайте снимать патриотическое кино! А что это? Создатели фильма «Новая земля» думают, что они сняли патриотическое кино, а для меня, например, мультфильм «Про Федота-стрельца» - самый настоящий патриотический проект. Хотя кто-то, возможно, как раз сочтет его антигосударственным.

Государственная поддержка, наверное, будет, только объем ее сократится. Жалко, конечно, но есть гораздо более важные области, нуждающиеся в этой поддержке. Образование, медицина - там люди уж точно сами себе помочь не смогут. Если не снимут пять фильмов, ничего страшного не случится, поверьте мне. А если машин «скорой помощи» не будет...

«Мы научимся экономить»

Дмитрий Месхиев, режиссер, студия «РВС-Петербург»:

- Я считаю, что в этом кризисе есть очень много положительного для нашего кинематографа. Нам надо было, чтобы нас немного встряхнуло, чтобы прекратилось оголтелое расшвыривание денег. Мы просто научимся экономить, научимся снимать кино дешевле. Вернее, не научимся, а просто вернемся к ценам 2002 года, и наша отрасль снова станет рентабельной. Кроме того, исчезнет огромное количество непрофессиональных людей, пришедших в кино за последние пару лет.

Подготовила Инга БЕРГМАН

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх