Заметь меня и подбери, маршрутка 223!
В России две известные всем беды. В Петербурге к ним добавляется еще одна - общественный транспорт. А у пассажиров вечный вопрос: если автобус должен ходить до полуночи, почему водители говорят, что они работают до одиннадцати вечера, а автобусы перестают ходит чуть ли не в десять?
Читатели «Вечернего Петербурга» тоже задают подобные вопросы. Ответить на них мы попытались, исследовав работу одного лишь коммерческого маршрута - № К-223, чей путь начинается у дома № 31 по Выборгскому шоссе и заканчивается у станции метро «Горьковская», после чего автобус едет обратно. Маршрут достаточно востребованный и актуальный, особенно в связи с тем, что вышеуказанная станция сейчас закрыта на ремонт, да и на Выборгское шоссе на метро добираться не так удобно, как на этом автобусе. Работать маршрут должен до 23.00, как написано на кольце у «Горьковской». Однако выяснилось: водители данного маршрута постоянно преподносят пассажирам «сюрпризы». Начать хотя бы с того, что еще год назад табличка на кольце сообщала, что маршрутка ходит до 24.00, но после постоянных жалоб на то, что после 23.00 ее просто никогда не бывает, и публикации на эту тему в нашей газете цифра 24.00 на табличке чудесным образом поменялась на 23.00. Думаете, теперь 223-й стал ходить в соответствии с расписанием? Ничуть не бывало! Вот несколько конкретных примеров - это сообщения наших читателей.
22 января Светлана ждала машину 223-го маршрута на Каменноостровском проспекте у «Петроградской» с 22.20. Первый автобус проехал мимо нее пустым в половине одиннадцатого вечера. Следующая машина, такая же пустая, пронеслась мимо минут через 40. Во второй раз Светлана голосовала более энергично, на что водитель, не останавливая автобус, ответил ей жестом - он скрестил руки перед грудью и отпустил при этом руль. Простояв еще полчаса, Светлана, так и не дождавшись автобуса, пошла к метро.
28 января Андрей ждал автобус № К-223 с десяти часов вечера на кольце у станции метро «Горьковская». Первая машина появилась минут через двадцать. Водитель вежливо притормозил рядом с Андреем и объяснил, что едет к метро «Черная речка» (хотя это совсем не по маршруту) и что следующий за ним автобус поедет, как полагается, на Выборгское шоссе. Следующий автобус проехал мимо Андрея в 23.05. Как вы догадываетесь, он был пустым и на размахивания руками не реагировал. Подождав до 23.30, Андрей решил не рисковать и направился пешком к «Петроградской».
29 января вахту стояла уже наш журналист Анна. Она ждала маршрут К-223 с 22.30. Водители с Анной, видя, что она им сигнализирует, общались жестами. Первый, как видела Анна сквозь лобовое стекло, сжал кулак, подняв большой палец, и показал им себе за спину. Судя по всему, это означало: «Вас подберет тот, кто поедет следом за мной». Тот, кто через полчаса ехал следом за ним, просто ткнул указательным пальцем вперед. Как поняла Анна, это означало: «Я еду в парк». Но стойкая Анна решила, что будет ждать до последнего. Терпение лопнуло за десять минут до полуночи. И Анна покорно отправилась в метро.
Нам - кстати, далеко не первый раз - пришлось позвонить заместителю генерального директора ОАО «Третий парк» Михаилу Богданову. Который объяснил, что так просто он эту ситуацию прокомментировать не может. Что он должен знать номер конкретного автобуса, чтобы потом разбираться с конкретным водителем. Может быть, у того работа закончилась и он ехал в парк вполне законно. Если же это систематическое явление, разбираться придется с бригадиром колонны.
- И мы разбираемся. Но вам ведь редко жалуются, а нам звонят каждый день. Для этого у ГУП «Организатор перевозок» есть специальный номер - 576-55-55. А у нас есть специальный человек, который занимается расследованием случаев, о которых сообщается по этому номеру. По маршруту К-223 к нам информации не поступало.
Последнее звучит особенно странно, потому что за этим маршрутом редакция газеты невольно с помощью своих читателей следит уже около двух лет. И по крайней мере трое человек звонили по указанному номеру и сообщали о нарушениях в работе этого маршрута. Ответы убивали на месте: «Ну что вы звоните? Скажите спасибо, что вообще такой хороший маршрут есть». Или: «Ну вы же видите, какой у нас контингент? Что с них возьмешь?» Однако точно такой же «контингент» работает и на других маршрутах и как-то ухитряется обслуживать пассажиров на должном уровне. Так что, может, не стоит кивать на водителей, а нужно правильно ими руководить?
Далее Михаил Богданов пояснил, что жалобы без времени нарушения и без указания госномера машины нарушителя обычно неэффективны.
Интересно, как можно углядеть номера мчащегося мимо в темноте автобуса? Вот о такое равнодушие и пренебрежение своими обязанностями и разбиваются все попытки граждан отстоять свои права.
Итоги
Руководит работой маршрута К-223 бригадир. Руководство компании может наказать его или конкретного водителя, если «специальный человек» докажет его вину или вину конкретного водителя.
Жаловаться можно в ГУП «Организатор перевозок» по телефону 576-55-55, которое, как понятно из названия, отвечает за перевозки пассажиров, или по электронной почте, адрес которой есть на сайте ОАО «Третий парк».
Но чаще всего все это бесполезно. ГУП «Организатор перевозок» и комитет по транспорту умеют переписываться гневными письмами только с газетами, в которых выходят подобные статьи. На нашей памяти была наказана только компания «Питеравто» - после того как ее автобусы сбили в ДТП насмерть восьмерых человек. За это у компании отобрали один маршрут, который проходил через Невский проспект. А через месяц у нее появился новый маршрут, который проходит... через Невский проспект.
А водители автобусов - не только ОАО «Третий парк» и ОАО «Питеравто», но и четырех других транспортных предприятий города - зачастую работают спустя рукава. И руководителям этих предприятий мы советуем не радоваться из-за того, что названия их компаний пока не упоминались в нашей газете. Мы продолжим тему.
Между тем
Еще немного о транспорте. Губернатор Валентина Матвиенко постановила, чтобы в течение трех дней - с 26 по 28 января - блокадников возили бесплатно как на социальных, так и на коммерческих маршрутах. Но, как рассказал корреспонденту «ВП» блокадник Дмитрий Бучкин, все оказалось не так красиво, как хотелось бы:
- Три дня бесплатного проезда - подарок сам по себе сомнительный. Но бог с ним, в капитализме живем. А тут как раз мне надо было в эти дни ехать по стариковским делам. Сел в маршрутку № К-76 (ОАО «Питеравто». - Авт.), удостоверение показал и сказал водителю, что было такое постановление и что я по праву еду бесплатно. Знаете, что мне водитель ответил? Молодой такой мальчишка с серыми глазами. Так вот: клал он и на блокадников, и на постановление! Так и сказал. Жаль его...
Остается пока сделать объявление для наших читателей:
УВАЖАЕМЫЕ ПЕТЕРБУРЖЦЫ!
НЕ РАССЧИТЫВАЙТЕ НА ТО, ЧТО АВТОБУСЫ МАРШРУТА К-223 ХОДЯТ ДО УКАЗАННОГО В РАСПИСАНИИ ВРЕМЕНИ. ОНИ МОГУТ ПРЕКРАТИТЬ СВОЮ РАБОТУ, КОГДА ИМ ЗАБЛАГОРАССУДИТСЯ. СОВЕТУЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.
Михаил ТЕЛЕХОВ, рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
Важно: Правила перепоста материалов