Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Россия: здесь курят

Удастся ли противникам пагубной привычки одолеть табачную индустрию?

Наша страна пока что вполне оправдывает свое присоединение к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака. Новые законы грозят ужесточениями требований к табачникам. Но так ли уж незавидно их положение? Мы решили разобраться, легко ли выбить из колеи представителей бизнеса, в котором работают лучшие умы современного пиара.

Неутомимый главврач

Главный врач страны Геннадий Онищенко уже пытался внести посильную лепту в борьбу с «табачным геноцидом». По его мнению, почти 40% сигарет, производимых в России, доступны детям ввиду своей низкой стоимости. В связи с этим он призвал цены на табак повысить. Глава Роспотребнадзора также подал в суд исковое заявление на ООО «Бритиш Американ Тобакко» и ЗАО «Международные услуги по маркетингу табака» о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий этих компаний в соответствии с положением п. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей».

Онищенко не назвал никаких конкретных нарушений, допущенных, по его мнению, табачной компанией, однако отметил, что Россия для нее - «некий нецивилизованный рынок, куда можно не по европейским правилам сбывать по определению опасную и ядовитую продукцию». Однако директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый объявил о том, что Роспотребнадзору не удалось добиться своего: «Мы подтверждаем, что Савеловский районный суд Москвы не принял иск Роспотребнадзора к рассмотрению, поскольку подобный вид разбирательств находится вне компетенции данного суда».

Несмотря на неудачу, Геннадий Онищенко вскоре заявил, что намерен изгнать табачную фабрику «БАТ-Ява» за пределы Москвы, поставив вопрос перед столичными властями о включении фабрики в перечень вредных производств.

Онищенко отмечал, что одним из оснований для его исков служит присоединение России к рамочной конвенции ВОЗ о борьбе против табака. Конвенцию подписали в Женеве в мае 2003 года, тогда к ней присоединились около 150 стран. Россия последовала их примеру в апреле прошлого года.

Тем не менее документ не так опасен для производителей табака, как может показаться. Среди его положений - ценовая и налоговая политика, должная способствовать сокращению курения табака. Никаких конкретных цифр не называется. Есть положения о регулировании состава и упаковки продукции, в которых говорится и о размере предупреждающих надписей, есть запрет на продажу табачных изделий несовершеннолетним, запрет на курение на работе и в транспорте (который в России и так уже действует с 2002 года). Одна из главных мер, которую обязаны принять участники конвенции, - запрет на рекламу (если ее позволяет конституция страны-участника, запрет необходимо ввести в течение пяти лет после ратификации документа и вступления его в силу). Но так как Конституция РФ гарантирует свободу экономической деятельности, в нашей стране рекламу табака могут лишь ограничить.

С ними дядька «Беломор»...

Люди всего мира давно уже осознали, что в своих пагубных пристрастиях можно обвинить не самих себя, а производителей табачной продукции и потребовать за это компенсацию. Как ни странно, многим это удавалось. Начиная с 1999 года табачные компании выплатили 28 миллиардов долларов в пользу 10 истцов.

Самым крупным был иск полумиллиона жителей штата Флорида, которые требовали возмещения 300 миллиардов долларов, потраченных на лечение связанных с курением заболеваний. Компания «Philip Morris» в 2001 году выплатила более 3 млрд. курильщику Ричарду Боукену. А суд штата Миссури обязал табачную фирму выплатить 22 млн. долларов родственникам женщины, умершей в возрасте 73 лет от легочных и сердечных заболеваний. То, что она курила в течение 58 лет, судей не смутило.

Подобный случай произошел в Петербурге. В марте 2001 года Иван Иосифович Прокопенко, бывший рабочий Кировского завода, а к тому моменту 65-летний пенсионер, потребовал от завода «Japan Tobacco International» (бывшая фабрика имени Урицкого, принадлежащая ныне японскому табачному концерну) 50 тысяч долларов в качестве компенсации морального ущерба и затрат на лечение от рака легкого, вызванного, как он считал, курением «Беломора» на протяжении всей жизни. Основная претензия к табачной фабрике состояла в том, что она не предупредила его о возможных последствиях курения. Когда Прокопенко только начинал курить, на пачках «Беломора» не было никакой предупреждающей надписи. Табачная фирма представила весомую аргументацию: Прокопенко курил не только папиросы, не сохранил чеки на лечение от рака и на покупку «Беломора», а также жил в экологически опасном Невском районе. И наконец, долгое время работал во вредном цехе Кировского завода. Суд назначил экспертизу с привлечением онкологов. Но через три дня Иван Прокопенко скончался от рака. Повторную экспертизу пришлось проводить только по документам. Она опровергла доводы табачной компании. Иск, который первоначально предъявлялся от его имени и от имени его жены, был переписан на вдову.

Однако подобная история в нашей стране вряд ли повторится: сейчас предупреждений на пачках сигарет достаточно.

И роджеры зеленые в глазах

Американский писатель Кристофер Бакли в романе «Здесь курят» (в оригинале «Thank you for smoking») повествует о нелегкой жизни представителя американского табачного лобби. Автор раскрывает премудрости и подводные камни борьбы табачной индустрии против запретов воинствующих защитников здоровья. В романе производители сигарет столкнулись с пугающей проблемой: сенатор подготовил законопроект, обязующий размещать на пачках вместо словесных предупреждений череп с перекрещенными костями. Он мотивировал свою инициативу тем, что не все американское население умеет читать по-английски, а значит, люди могут и не знать о вреде, причиняемом табаком. В принципе у нас ситуация аналогичная: с каждым днем в России появляется все больше приезжих, не умеющих читать по-русски.

Сотрудники пиар-агентства в романе нашли сразу два обходных маневра, позволяющих смягчить негативный эффект от такого законопроекта. Первый назывался «Зеленым Роджером». На пачке красовался светло-зеленый череп с костями. Цвет черепа в законопроекте не оговаривался, а специалисты по психологической теории цвета сообщили, что зеленый - успокаивает. Второй вариант назывался «Желаем вам приятной смерти». На пачке изобразили улыбающийся череп, который выглядел располагающим и почти дружелюбным. И он понравился выборочной группе, а дети в него просто влюбились...

До трубки мира пока далеко

Как бы ни относились к вопросу табакокурения люди по разные стороны баррикад, вопрос предупреждения об опасности курения по идее должен волновать и тех и других. Но, к сожалению, в последнее время во всем мире прослеживается интересная тенденция: антитабачную рекламу для подростков все чаще отдают на откуп... самим табачникам. Те вроде как обеляют себя, но и о своих интересах, по-видимому, не забывают. Взять хотя бы один из слоганов: «Курение - выбор взрослого человека». Кто из подростков не захочет стать взрослым?

Как создается такая реклама, можно узнать из диалога героев романа «Здесь курят»:

- На наш взгляд, тут необходима резкость, нужно говорить с подростками властным тоном, который уже въелся им в кишки, пилить их - что-то вроде «шел бы ты в свою комнату» - таким образом, полностью выйти у них из доверия.

Он подтянул плакат в поле зрения камеры. Только текст, и ничего больше. «Все, что родители говорят тебе про курение, - чистое золото».

- Произнеси вслух последние три слова.

- «Курение - чистое золото»...

Кстати

Сейчас депутатами, представителями общественности и предпринимателями активно обсуждается законопроект о внесении изменений в Закон «Об ограничении курения табака» и в Кодекс РФ об административных нарушениях. В случае его принятия могут пострадать не только табачники, но и рестораторы. Ведь законопроект предполагает, что администрация пунктов общественного питания обязана организовать зоны, свободные от табачного дыма, занимающие не менее пятидесяти процентов площади зала обслуживания. В противном случае - полностью запретить курить на своей территории.

Юлия БИБИШЕВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх