Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Сказка про то, как Том Круз хотел убить Гитлера

На экраны вышел фильм «Операция «Валькирия»

На прошлой неделе в Москве побывал сам Том Круз - приезжал всего на сутки, лично представлял новый фильм «Операция «Валькирия». Не то чтобы голливудские обитатели совсем игнорировали нашу страну, но все же визит мегазвезды что-нибудь да значит. Внешне все выглядело красиво, но вероятнее всего то, что исполнитель главной роли готов торговать лицом по всему миру, лишь бы спасти положение: ни одной номинации на «Оскара» фильм Брайана Сингера не получил, критики отнеслись прохладно. Между тем проект для Круза чрезвычайно важный - и битву за роль пришлось выдержать, и терпеть сомнения скептиков, и денег потрачено немало...

Полковник фон Штауффенберг, заброшенный за крамольные взгляды в Африку, записывает в личный дневник гадости про фюрера, а спустя пять минут, во время налета, лишается глаза, одной руки и двух пальцев второй. В таком усеченном варианте он, теперь уже герой, возвращается в Германию, где сразу включается в заговор высших чинов, замысливших убить Гитлера и совершить государственный переворот. Операция «Валькирия» (приведение в состояние боевой готовности резервных войск) - заключительный этап гениального плана. Среди заговорщиков есть беззаветно преданные антинацистскому делу, имеются также колеблющиеся, а то и просто сволочи - с первой минуты ясно, что предадут. Штауффенберг слушает Вагнера, с умилением наблюдает за резвящимися детьми, целует на прощание жену, а сам берет чемоданчик со взрывчаткой и уезжает на совещание к фюреру. Операцию начали, не дождавшись подтверждения гибели фюрера, - и закончили достаточно бесславно: в тот же день по приказу выжившего Гитлера заговорщики казнены.

На счету Брайана Сингера жутковатый камерный триллер «Способный ученик»; замечательная, полная истинного саспенса головоломка «Подозрительные лица»; провальный блокбастер «Возвращение супермена». Конечно, человеку, чье имя указано в титрах сериала студии «FOX» «Доктор Хаус», бьющего все рекорды, доступные сериалу, реабилитация не нужна, он теперь бессмертен. Но, видимо, большое кино слишком притягательно: «Операция «Валькирия» из разряда, что называется, амбициозных проектов. Тут много всего намешано: и высокие идеи просвещения масс, и чисто кинематографические амбиции. К победе шли трудно - сначала немцы едва не объявили Крузу бойкот: с какой стати голливудская звезда, да еще адепт сомнительной религии, будет играть их национального героя? Потом продюсеры и Сингер добивались от немецких чиновников разрешения снимать в мемориальном комплексе Бендлерблок. Постепенно крики стихли, в Германии фильм восприняли скорее хорошо; однако и сейчас недовольных достаточно - прежде всего тем, что самое больное в немецкой истории послужило поводом для создания очередного блокбастера. И сколько бы Круз ни выступал с программными заявлениями типа «мы хотели показать, что в Германии были не только фашисты», на экране все видно - в буквальном смысле.

Если бы «Валькирию» снимал какой-нибудь Рон Хауард, фильм скорее всего вышел бы возмутительным. Но Сингер - это своего рода гарантия качества, он хотя бы знает, как делать красиво, но не пошло. Красиво - обалдеть, впрочем, это часто бывает, когда снимают «про фашистов». Мундиры, свастики, начищенные сапоги, нацистская атрибутика - особая притягательность, открытая кинематографом, здесь играет не последнюю роль. Сосредоточенный Том Круз в обрамлении хороших британских актеров (Билл Нейи, Том Уилкинсон, Кеннет Брана) старательно изображает значительность, и это ему почти удается. Значительно здесь все, все достойно любования - даже вставной глаз фон Штауффенберга, который тот трогательно носит с собой в коробочке, водворяя на место в особо торжественных случаях. Быть, а не казаться триллером фильму помогает напряженная музыка, сопровождающая длительные проезды, проходы и просто панорамы темных кабинетов. В сцене, предшествующей покушению, камера послушно скачет от окаменевшего лица Круза к портфелю со взрывчаткой, потом к настороженному лицу подозрительного адъютанта и обратно. В сцене расстрела - трогательно высвечивает растерянность и мужество осужденных. Одним словом, «Операция «Валькирия» - исторический триллер - история в рамках голливудского гламура, если точнее. Поэтому, вероятно, и терпит фиаско: европейцам такая история на фиг не нужна, американцам история в принципе до лампочки.

Инга Бергман

↑ Наверх