Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Ее спасли любовь и музыка

Подлинную историю снимают в настоящем лагере

Режиссер Виктор Бутурлин снимает 13-серийный телефильм о драматической судьбе талантливой певицы. Время действия - послевоенные годы, конец сороковых. Место действия - лагеря. Фильм создан по книге Елены Матвеевой, основанной на реальных событиях.

Наш корреспондент побывала на съемках и поговорила с режиссером и исполнительницей главной роли.

О чем фильм

9 мая 1945 года 17-летняя школьница Вера Михайлова на празднике Победы поет для односельчан романс «Синенький скромный платочек». Эта девочка - местная знаменитость, она обладает удивительным голосом. Все взрослые советуют ей поступать в консерваторию. Вера берет уроки вокала у бывшей певицы (Валентина Панина), и на деревенскую девочку сильное впечатление производит роскошь ее квартиры. Она наивно делится впечатлениями с ухаживающим за ней пареньком Сашком (Егор Томашевский), а тот обворовывает репетиторшу и убивает ее домработницу. При аресте Сашок называет Веру как наводчицу, и девочке не удается оправдаться перед судом. Вместо консерватории она оказывается в лагере...

За нашими спинами захлопнулась тяжелая дверь, и мы оказались в тюремной камере, освещенной тусклой лампочкой. Стало не по себе. Когда освоились и глаза привыкли к сумраку, то оказалось что это не камера, а... тесный закуток, где отдыхает съемочная группа в перерывах. Кажется, что условия, созданные в павильоне «Ленфильма» для работы съемочной бригады, не многим отличаются от тех, в которых содержалась главная героиня Вера в тюрьме: кирпичные стены, темнота, холод, сырость. Только девочки-актрисы перед началом съемки скидывают «утепления» (так на киношном жаргоне называется выдаваемая актерам теплая одежда) и бегут в кадр в легких платьях, потому что по сценарию у них лето.

Мы попали на площадку в очень сложный день: снимали одну из переломных сцен, когда Вере сообщают, что ее будут судить как сообщницу, а девочка отказывается верить в то, что это возможно. Она-то знает, что невиновна. Сцена эмоционально напряженная и сложная для молодой актрисы Светланы Бакулиной, а тут еще возникла новая трудность: актер Юрий Оськин, исполнитель роли Филимона - единственного человека, принявшего участие в судьбе Веры, - тяжело заболел, а заменить его невозможно. Поэтому на ходу перекраивали сценарий.

Во время технического перерыва, пока переставляли свет и переодевались актеры массовки, актрисы провели нас по павильону, и мы побывали в сельсовете, посидели за председательским столом под портретом Сталина. Нас пригласили и в паспортный стол, и в лагерный барак, выстроенный тут же. Нам рассказали, что в этом павильоне удалось даже построить поезд...

Рассказывает режиссер Виктор Бутурлин:

- Съемки будут проходить в настоящей лагерной зоне под Архангельском. Полгода назад лагерь перевели в другое место, а пространство оставили для нас. И все-таки эта история не о тюрьме, а о любви. Мне хочется рассказать, в каких страшных условиях может рождаться и существовать любовь.

- В основе сценария выдуманная история?

- Нет, это подлинная биографическая история, книгу написала Елена Матвеева, это ее жизнь, ее собственные переживания. Но, конечно, в сценарии история претерпела изменения. Я думаю, рассказать о том, что Сталин плохой и лагеря - это плохо, значит ни о чем не рассказать. Нам интересно, как закаляется дух и человек выковывается в человека. Ведь действие происходит после войны, люди вернулись из Европы победителями, и мне было важно проследить, что с этими победителями происходило в тюрьмах и лагерях, что помогло им не сломаться. Мы рассматриваем эпоху через частную историю - судьбу одной девочки, которая повзрослела в тюрьме. И мне интересно понять - что для нее любовь? И что вообще такое любовь в ту эпоху? Что такое верность, что такое предательство?

- Сейчас модно показывать в кино Сталина, Берию. А у вас будут исторические персонажи?

- Ни в коем случае! У нас будут только обыкновенные люди, Сталин присутствует лишь на портретах.

- Чем ваш фильм может привлечь зрителей, которые, может быть, ничего и не знают о том времени?

- Во-первых, наш фильм будет интересен по форме. Мы рискнули сделать его музыкальным. Главная героиня - певица, и в фильме будет более 20 вокальных номеров, будут и танцевальные. Мы долго искали актрису на главную роль. Нам нужно было, чтобы она могла выразить глубину переживаний своей героини, а не просто создать лишь внешний рисунок роли, как многие нынешние актрисы. Мы пробовали известных актрис, но в них не было того, что есть в Светлане Бакулиной: некий несовременный градус переживания, трагизма. Она вторая Любовь Орлова - она обворожительна, профессионально владеет голосом и прекрасно танцует и, как оказалось, хорошая актриса. После выхода фильма, уверен, она станет звездой. 

Рассказывает исполнительница главной роли Светлана Бакулина:

- Сниматься в исторических фильмах мне легче, чем в современных: не надо себя переламывать, я быстрее погружаюсь в роль. Перед съемками, конечно же, перечитала Солженицына, и еще мне очень помогла книга «Отец Арсений», она духовная, но в ней подробно описываются быт и нравы зоны. А также я пересмотрела все фильмы с Любовью Орловой.

- Не страшно сниматься в настоящей зоне?

- Очень страшно, конечно, настоящий лагерь - это не то что декорации, совсем другие ощущения. У меня уже был один страшный съемочный день. Мы выезжали на натуру в Вышний Волочек и снимали сцену на кладбище. На старом кладбище возле развалившейся церкви сделали две искусственные могилы (слава богу, что не настоящие!), и я возле них должна была рыдать и кричать. Очень тяжело мне эта сцена далась.

- Как вы себя чувствуете в платьях той эпохи?

- Порадовало, что в костюмах тех лет я выгляжу органично и естественно. Не так, как в сериалах вроде «Бедной Насти», где платье из одной эпохи, а лица - современные. Платья 50-х годов очень приятно надеть, это была такая женственная мода: пышные юбки, талия рюмочкой. Одно вечернее платье у меня - настоящий антиквариат, его в 40-е годы привезли из Парижа, и оно прекрасно сохранилось. А вот когда я увидела себя в костюме зечки, с серым лицом... Стало так себя жалко.

Подготовила Виктория АМИНОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх