Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Таблетка или кошелек?

Продолжаем разговор на тему Обеспечения населения льготными лекарственными препаратами

Нехватка льготных лекарств, очереди в аптеках, замена одних препаратов другими - все это вызывает нарекания горожан. Как будет осуществляться обеспечение населения льготными лекарствами в наступившем году? Этой теме была посвящена горячая линия, прошедшая в редакции «ВП». На вопросы наших читателей отвечали заместитель председателя комитета по здравоохранению Захар Михайлович ГОЛАНТ и Татьяна Викторовна БОГДАНОВА, начальник управления по организации работы фармацевтических предприятий.

(Окончание. Начало в предыдущем пятничном выпуске)

Не выписывайте рецепты про запас

Почему так мало государственных аптек, которые продают лекарства для льготников? И почему льготные лекарства не продают частные аптеки?

- Государственных аптек не много и не мало, они есть. Ни одной копейки государственного финансирования эти аптеки не получают; то, что Петербург является их учредителем, ничего не значит. Сколько денег они заработали, столько  у них и есть. Средств на то, чтобы открывать новые аптеки, просто нет. Их хватает только на то, чтобы содержать уже имеющиеся. В прошлом году, например, было отремонтировано шесть аптечных помещений. Согласно распоряжению комитета по здравоохранению сейчас выделено 45 аптечных организаций, имеющих право отпуска лекарственных средств льготным категориям. В каждом районе выделена аптека по обслуживанию больных сахарным диабетом. Всего 26 аптек. Мы считаем, что этого количества вполне достаточно. Частные аптеки сначала тоже согласились участвовать в программе обеспечения льготников, но вскоре отказались от этого, потому что льготники просто-напросто вытеснили тех, кто приходил за платным лекарством. К тому же работать с льготниками очень сложно, здесь есть особая специфика.

Летом я искала льготный препарат для больного психическим заболеванием, обошла четыре аптеки и только в пятой нашла его...

- В первой половине прошлого года у нас действительно была ситуация, когда лекарств для страдающих психическими заболеваниями не хватало. Их обычно выписывают в больших количествах, на один рецепт - по 6 - 8 упаковок, поэтому они быстро заканчиваются. Только после того, как нам выделили деньги на программу по психиатрии и за этой группой препаратов была закреплена определенная сумма, мы смогли закупать их в достаточном количестве, даже с запасом. Уже в октябре у нас был примерно десятипроцентный запас.

Почему в аптеках не исчезают очереди, а в конце года они стали еще больше?

- Оформление рецептов требует определенного времени. Чтобы аптека смогла получить компенсацию за лекарства, надо ввести рецепт в электронную систему и проверить, имеет ли этот человек право на льготу, можно ли отпускать это лекарство, имел ли право этот врач выписать конкретный препарат. Все это требует времени, а у одного человека бывает по 5 - 7 рецептов, да еще при этом фармацевту постоянно задают вопросы. В середине прошлого года у нас не было в аптеках больших очередей, образовались они где-то в ноябре. Больные, напуганные сообщениями о кризисе, хотели скорее получить лекарства, да еще про запас рецепты выписывали. В декабре обычно увеличивается выдача рецептов, так как в первой половине января - праздники и люди по поликлиникам не ходят, поэтому выписывают рецепты заранее. Но в нынешнем году за последнюю неделю декабря выписка в четыре раза превысила обычный среднемесячный показатель. Причем в январе это не закончилось. Сейчас мы будем собирать руководителей районных отделов здравоохранения и разговаривать с ними, потому что они полностью, в нашем понимании, утратили контроль за назначением лекарственных препаратов. Люди, насмотревшись телевизора, где все время упоминается кризис, приходят в аптеки с пачками рецептов, таким образом они хотят себя обезопасить на будущее...

Куда исчез анальгин?

С середины лета мне выписывают не то лекарство, которое нужно, а его аналог, который есть в аптеке. Сколько это будет продолжаться?

- За четыре года мы эмпирическим путем пришли к средневзвешенному перечню для закупки, состоящему из 400 наименований льготных лекарственных средств, которые знают врачи, к которым привыкли и пациенты. В конце прошлого года мы убрали 8 наименований и добавили 9 к этому перечню. Причем мы не просто исключили эти наименования, а вначале проанализировали, какие лекарства не выбирались из аптек и какие препараты, по сообщению из районов, у них лежали мертвым грузом. И наоборот - мы добавили в перечень несколько новых препаратов, на которые есть спрос. Перечень из четырехсот наименований предполагает, что есть возможность замены одного препарата другим, перехода на другую терапию. Периодически какие-то лекарства задерживаются на таможне или еще что-то непредвиденное происходит. У нас сейчас такая ситуация сложилась, например, с препаратом пентоглобин. Возникли объективные проблемы на производстве, причем не в России, связанные с нехваткой сырья. В итоге препарата не хватает, но в большинстве случаев врач имеет возможность подобрать другую терапию. Вот с этим может быть связано то, что человек принимал один препарат и вдруг врач ему говорит: знаете, это лекарство я вам выписать не могу, а выпишу другое. Многие к этому болезненно относятся, но без лечения человек не остается.

Всех выбило из колеи то, что из списка льготных лекарств убрали анальгин...

- Вообще анальгин вреден и его нигде не выпускают, кроме России. И честно говоря, с 2005 года - с тех пор, как действует система льготного лекарственного обеспечения, - я не помню рецепта, выписанного на анальгин.

Подготовила Светлана БЕСПАЛОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх