Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Почем нынче девственность

О девушках из провинции, готовых ради успеха в столице продать самое дорогое, что у них есть, рассказывает новый документальный фильм Виталия Манского

Русская провинция, или - для жителей Москвы - «замкадье». Страшная, глухая, слепая и хтоническая. В первые минуты даже не совсем ясно, что нам показывают: кажется, что это такая гиперболизированная, сгущенная действительность - что-то вроде «Груза 200» Балабанова. Но нет, это документальные съемки. Публицистика. Фильм режиссера Виталия Манского «Девственность».

Вот из этого провинциального хаоса, о котором мы сказали вначале, кристаллизуются три персонажа, три девушки. Они все, согласно закону гравитации и полета мотылька на свет, тянутся в большой город, в Москву. И все три ради какого-то успеха готовы торговать самым ценным и единственным, в общем-то, что у них есть: своей девственностью.

Одна попросту нашла в Интернете соответствующее объявление. Она проведет свою первую ночь с неким покупателем, а затем на ее карточку будет переведено вознаграждение в 3000 долларов.

Другая готова на все, чтобы прорваться на проект «Дом-2» и победить там. Да, и девственность потерять - тоже готова.

И третья - розовая «Барби», которая собиралась покорять Москву и затмить Мадонну, а сама оказывается в обычном борделе. Девственность она хотела, в общем, сохранить для подходящего момента, но не сложилось.

Девственность - она же невинность, непорочность или целомудрие. У режиссера Манского сам смысл названия фильма довольно быстро дрейфует от чисто физиологического аспекта к духовно-нравственному. Собственно, комментирует сам режиссер, одна из девушек (та, что в «Доме-2») даже и не теряет девственности. Зато теряет невинность, положив ее на алтарь большого шоу.

В закадровом тексте (авторство Дмитрия Быкова, читает Александр Цекало) продажа девственности сравнивается с продажей души Мефистофелю.      

- Если человек уже готов продать себя, - рассудил режиссер в разговоре после просмотра, - цена уже не так важна, не принципиальна. Вот на кастинге на «Дом-2», который мы снимали, были персонажи. Они торговались, за сколько тысяч долларов будут есть свое, простите, дерьмо. Так вот, мне кажется, что для здорового человека вопрос вообще не будет стоять подобным образом. Это уже к лечащим докторам... Но я очень хотел бы, чтобы через 5, 10 или 20 лет этот фильм из жанра жесткого «трэша» перешел в разряд ностальгической комедии: смотрите, какие мы были. Как мы смотрим сегодня на хронику, скажем, перестроечных лет и вспоминаем.

Тут хочется не согласиться с режиссером: будем надеяться, что его фильм все-таки не станет комедией ностальгической.

Потому что - конечно же, действительно страшно. Таким качеством обладает почти любая социальная документалистика, которая заходит достаточно далеко в показе человеческого существования. Да, отвратительны бордели на телевидении и по частным адресам, ужасна разруха, где бы она ни была - в головах или еще где. Ужасно «темное царство», которое никуда из провинции не ушло, - так что молодые девушки считают продажу себя выходом из положения. И кошмарно общество, которое генерирует все эти явления. Фильм «Девственность», очевидно, призван испугать людей этой бездуховностью и стремится лечить, исправлять, напоминать. Фильм-предупреждение, как это называлось раньше.

Но тут вопрос вот в чем: можно ли вообще показать этого Левиафана так, чтобы не стать его частью? По словам Виталия Манского, организаторы «Дома-2» были очень разочарованы тем, как в фильме представлен их проект.

Совершенно непонятно, на что они обиделись: принципиально его кадры ничем не отличаются от того, что крутят по каналу ТНТ. И кажется, тут срабатывает тот же эффект, что и в «Доме-2», и вообще в огромной части современной массовой культуры: медийных звезд наблюдать одновременно и противно, и притягательно. Зритель испытывает отвращение к их продажности и испорченности, а все-таки смотрит и где-то подсознательно говорит себе: «Во дают, извращенцы!» И вот так фильм-предупреждение автоматически превращается в фильм-антирекламу, которая, как известно, - та же реклама. Режиссер Манский не верит в то, что его «Девственность» способна так подействовать. И напрасно.

Кажется, что для преодоления этого «колеса сансары» в документальном проекте требуется какое-то ощутимое усилие. Нечто большее, чем просто демонстрация отвратительного, - иначе он просто вливается в тот же поток нечистот. К сожалению.

Федор ДУБШАН

↑ Наверх