Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Узника в «Паризиане» охраняла конная милиция

Первый советский исторический фильм шел на Невском с аншлагом

Кинотеатр «Паризиана» работает в доме № 80 по Невскому проспекту с 1913 года. Разве что большую часть советской эпохи кинотеатр назывался иначе - «Октябрь». Но речь не об этом.

Давно уже миновало то время, когда у касс собирались толпы желающих попасть на премьеру. Однако вряд ли кто вспомнит дни, когда жаждущих приобщиться, по определению Ленина, к «важнейшему из искусств» приходилось охранять милиции, дабы люди не подавили друг друга в стремлении к постижению искусства кино.

Потому что было это очень давно. Зимой 1924 года. В январе в «Паризиане» в присутствии руководителей города и представителей партийных и советских организаций состоялся официальный просмотр и сдача в прокат кинофильма «Дворец и крепость». Этот фильм был снят по сценарию Павла Щеголева и Ольги Форш по ее роману «Одеты камнем» режиссером Александром Ивановским.

Книга «Одеты камнем» считается едва ли не первым советским историческим романом. В нем говорится о трагической судьбе «таинственного узника» Алексеевского равелина Петропавловской крепости Михаила Степановича Бейдемана, который провел в одиночной камере в период правления Александра II двадцать лет.

Уже поэтому фильм вызвал огромный интерес у власти - и власть одобрила картину.

А у зрителей он вызвал бешеный ажиотаж. Премьерные показы сопровождались дежурством конной милиции у здания кинотеатра.

Билеты на фильм «Дворец и крепость» раскупались полностью, фильм не сходил с экрана «Паризианы» целый месяц. Это и сейчас много, а по тем временам случай вовсе небывалый. Пожалуй, единственный в своем роде.

Лента, выпущенная студией «Севзапкино», действительно стала огромным событием в культурной жизни не только города, но и страны.

«Дворец и крепость» стал первым историческим фильмом, снятым в СССР, который был показан европейским зрителям и - что самое интересное - был принят ими. Кино об узнике-революционере с успехом прошло в кинотеатрах нескольких стран, особенно во Франции.

Триумф побудил Александра Ивановского снять еще несколько исторических лент, но ни одна из них не стала событием. А нынешние любители кино могут вспомнить этого режиссера по музыкальным комедиям «Музыкальная история», «Антон Иванович сердится» и, конечно, «Укротительница тигров» с блистательными актерами Людмилой Касаткиной и Павлом Кадочниковым.

Алексей ЕРОФЕЕВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх