Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Стояли звери у самой двери, они кричали — их не пускали…

Прежде чем купить животное, стоит подумать, сможешь ли ты о нем позаботиться

В номере за 23 января мы с помощью дрессировщика Дмитрия Васильева рассказали об экзотических животных и их «сочетаемости» с человеком и друг с другом. Сегодня наш корреспондент  пришел проверить слухи: будто бы сейчас стали очень часто подбрасывать в Зоопарк диких животных, с которыми хозяева не могут сладить или которые просто надоели.

Зачем люди их заводят, если понятия не имеют, как за ними ухаживать? Все ли подкидыши обретают приют в Зоопарке?  Как о них здесь заботятся?

Мише - медведя, Гене - крокодила

На песке террариума свернулись прихотливыми узлами мощные тела двух питонов-альбиносов. Красные глаза будто следили за движениями людей. Я сглотнул, вспомнив Лаокоона с сыновьями.

Впрочем, общались мы с дрессировщиком Дмитрием Васильевым в относительно безопасном уголке. Здесь кормили из соски маленькую мартышку, завернутую в платок, и истошно вопил белый попугай-какаду. Никто, по-моему, не кричит так страшно, как попугаи.

- Дмитрий Юрьевич, расскажите - кого вам приносят хозяева?

- Приносят много кого. От хомячков до львов. Сейчас ведь абсолютно всех можно купить. Помимо государственных зоопарков, которые тоже, бывает, продают животных, есть и частные небольшие зоопарки, есть передвижные зверинцы... Кое-кого везут контрабандой. Можно достать и льва, и медведя. Были бы финансы.

- И зачем они этих зверей достают?

- По-разному бывает.

У меня есть знакомые: один - Миша, так ему медведя подарили. Другой - Гена. Ему подарили крокодила. Причем крокодил уже был приличного размера, больше метра. Сейчас это уже огромный крокодилище, больше четырех метров, а морда такая, что - мама не горюй.

- Ну хорошо, а те звери, которые к вам попадают, - в каком они обычно состоянии?

- В разном. За мою бытность в Зоопарке - работаю, слава богу, уже почти тридцать лет - всякое было. Приносили мне почти лысых обезьян с авитаминозом. Потому что их кормили конфетами, печеньем и бананами.

Помню, был скунс Билли. Его дома содержали нормально, только не знали, что он хищник. Кормили йогуртами. У него полностью был нарушен обмен веществ, больной желудок. Как есть мясо, он даже и не знал.

Или люди заводили в городских квартирах нутрий, не зная, кто это. Парень с девушкой, молодожены, пошли на рынок покупать зверька. Один хотел хомячка, другой - крысу. И они нашли хомячка с крысиным хвостом - ну, собственно, нутрию. Мечта сбылась: «два в одном». Потом оно начало расти. Принесли сюда...

Жертвы барыг-фотографов

- А где берут живность для зоомагазинов?

- Официально животные задокументированы, но где они их на самом деле берут - никто не знает. Документы в нашей стране - штука такая...

Ведь эти барыги, которые таскаются с медведями по городу, фотографироваться предлагают, - тоже документы имеют. А потом эти медведи по городу бегают или в подвалах на стройках прикованные сидят.

Они ведь работают с медвежонком сезон. Держат его впроголодь, чтобы он не рос. А дальше - что с ним делать? Он вырос уже, стал малоуправляемым. Его или на мясо забивают, или на шубку, или «под выстрел» продают.

Ведь это тоже известный бизнес. Недавно показывали по телевизору - какой-то губернатор охотится на волка. Ну явно же волк подсадной, только что из ящика выпущенный! Не ведет себя так дикий волк, не пойдет он на открытое поле стоять во весь рост.

Вот, кстати, об охоте - к нам в зоопарк настоящие охотники приносили раньше медвежат из леса, каждую зиму. Мамашу убивали, а ребеночка - никак. Поэтому в некоторые годы у нас на площадке молодняка бывало до десяти медвежат.

- А что вы с ними сделали?

- Раздали. Медведь живет в зоопарке 30 лет. Одного-двух хватает, зачем еще надо? Ведь зоопарк не резиновый. Сейчас нам вообще несут всех, кого можно. Ворон, чаек, крякв. Но мы птиц не берем: еще ходит птичий грипп.

- А какая судьба у тех,  кого все-таки берете?

- Одних оставляем, других - отправляем в другие зоопарки или в цирк. Принесли нам как-то бурую макаку, несчастную, с перекушенной ногой. Кажется, собака укусила. Ее прооперировали, выходили. Ну и пристроили в юннатский кружок.

С ними тоже стоят, фотографируются. Вырывают клыки, хотя обезьяна может и резцами укусить. Вот тут у нас, в парке, даже зимой стоят.

И что самое противное - говорят, что все животные из Зоопарка. Потом к нам прибегают посетители, спрашивают, как же мы допускаем. Один мужик с медведем мне рассказывал, что медведь из Зоопарка. Я ему говорю: ты мне-то лапшу на уши не вешай, я знаю, что у нас в Зоопарке одна старая медведица, у нее уже десять лет медвежат нет.

Как стать опекуном зверя

- А вот этот попугай, который так кричит, откуда?

- Подарили. Он содержался хорошо, просто хозяин был не в состоянии уделять ему должное внимание. Теперь он его тут навещает, приносит ему вкусности. Вот это нормальный, правильный поступок: хозяин трезво оценил свои возможности. И взял над животным спонсорство. У нас вообще имеется такая практика: можно стать опекуном зверя. Спонсировать его проживание, а Зоопарк в свою очередь будет больше денег вкладывать в развитие, в реконструкцию вольеров. На клетку вешается табличка с именем опекуна, он может приходить и общаться со своим питомцем.

- Ну хорошо. Скажите, средний горожанин со средним достатком способен завести и держать у себя экзотическое животное?

- Я думаю, что да. Главное - позаботиться о животном должным образом, учитывать его потребности и свои возможности.

Некоторые, правда, не выдерживают даже хомячков. Приносят и говорят: «Он ест». Или хорька приносят: «Он у нас писает». Я говорю: «Наверное, даже и какает».

Белый какаду продолжал кричать.

- Самовыражается, - объяснил дрессировщик.

Когда я подошел к нему, он глянул черным глазом и сказал: «Рокки - птичка! Давай споем!»

Федор ДУБШАН

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх