Газета выходит с октября 1917 года Sunday 1 сентября 2024

«Я хочу сказать еще вот об этом!»

Сегодня канал «100ТВ» покажет зрителям первую серию документального фильма «Петербург-2008. Воспоминания о будущем». А в минувшую пятницу в Балтийском информационном агентстве состоялся предварительный показ некоторых частей картины. И уже можно сказать, что фильм обещает быть как минимум - интересным. Это - гражданский взгляд на итоги минувшего года Северной столицы.

Вообще «Воспоминание о будущем», как я только что вспомнил, - это такая популярная книга немецкого деятеля Эриха фон Деникена. Про инопланетян, которые когда-то давным-давно прилетали на Землю, что-то все строили, строили - а потом улетели. И от них остались только древние умершие цивилизации. Но при чем тут Петербург?..

...В темном зале зажегся экран и прозвучали слова Даниила Гранина, ставшие эпиграфом ко всему фильму: «Никакие надежды на будущее не оправдаются, если не будет поднят «культурный тонус» нашего общества. Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Также заблуждение - считать, что культурная столица России навеки обосновалась в Петербурге. Огонек интеллигент-ности надо поддерживать. «Не угашайте духа!»

Не сразу сделалось ясно, насколько точно этот эпиграф подходит к фильму. Сначала под классическую музыку прозвучали общие положительные слова о Северной столице, о программе ремонта фасадов, о завершении многих капитальных ремонтов. Ну, подумалось, - это ведь панегирик получается, тут явно остроты не хватает.

Потом понемногу, под ту же классику, на экране появились грязные ямы, экскаваторы, закрытые лесами стены петербургских домов-памятников и громоздящиеся туши архитектурных левиафанов.

Но ведь и про это уже шла речь, и не раз? Мы знаем про борьбу горожан с новоделом в историческом центре, мы в курсе и про «яму» на площади Восстания...

Тут внимание создателей фильма переключилось на другие, неархитектурные городские проблемы. Вспомнили «борьбу ректоров» при Консерватории, а также историю, случившуюся с Михайловским театром, - когда его взял под опеку бизнесмен, прозванный банановым королем, и когда репертуар театра начал дрейфовать в сторону полнейшей неопределенности.

Все это показывается зрителю небольшими фрагментами, по нескольку кадров, напоминая выпуск новостей. Вместо звука - только музыка и закадровый голос. Текст читают известные и уважаемые петербуржцы: артисты Олег Басилашвили, Лариса Малеванная, Леонид Мозговой, профессор СПбГУ Борис Аверин.

Что же это нам показывают? Отчет за 2008 год? Нет. Такие новости, отходя в прошлое, немедленно делаются частью хроники. Этот фильм - и есть хроника, а прекрасно подобранные дикторы становятся очевидцами и летописцами. И здесь нет никакой подтасовки. Ведь Басилашвили, Малеванная, Мозговой и Аверин - действительно петербуржцы, принимавшие активное участие в жизни города и в 2008 году, и в течение многих предыдущих лет.

Иногда авторы показывают нам этих носителей «закадрового голоса»: они стоят в студии, за стеклом. Держатся за наушники и читают по листку свой текст. Но по выражению лица, по интонации видно, насколько они неравнодушны к озвучиваемым ими событиям. Они не чужие здесь, не инопланетяне, а Петербург - не опустевшая, вымершая, равнодушная цивилизация. Так что первоначальный смысл названия в этом документальном фильме разворачивается на 180 градусов.

Наши дикторы примерно и воплощают в себе то, к чему хотели подвести зрителя авторы фильма. Сопереживание, сочувствие и содействие - так это называется в одном человеке. Когда такое испытывает группа людей - это уже гражданская позиция, неравнодушие, тот самый «культурный тонус», о котором и сказано было в начале фильма словами Даниила Гранина.

...После показа было обсуждение - достаточно острое. Звучали и похвалы, и упреки в адрес неоправданно «благостного» конца фильма, который действительно заканчивается незамутненно-мажорной кодой. Нет ли здесь присутствия некой цензуры?

- Если бы мы, - ответил от имени авторов Андрей Радин, - не закончили фильм оптимистическим финалом, а оставили в конце нечто мрачное и грязное, мы перестали бы себя уважать. Это было бы неправдой. Итоги года - это факт, что общность петербуржцев существует, и она себя проявила. Необходимо было сказать об этом, иначе осталось бы критиканство, не предлагающее ничего взамен.

Прямая речь

«Мы хотим, чтобы нас услышали!»

Как всегда ярко высказался профессор Борис Аверин:

- Тема фильма - это народ и власть. Нас не слушают, а мы хотим, чтобы нас услышали. Ведь и власть тоже по-своему права. В каком смысле? Да мешаем мы ей! У них огромные планы. Они о нас заботятся каждый день, просто ночей недосыпают. Вот построят, например, башню - и какие будут налоги! А на эти налоги, говорит власть, мы вам что-нибудь да и сделаем. Заасфальтируем дорожки во дворе.

В этом, конечно, сыграла свою роль вся русская история, приучившая русский народ молчать. Мы все боимся. Страх пропитывает наше сознание. И когда вдруг возникает побуждение сказать правду властям - пусть не всю, пусть маленькую, - разве же это не ценно?

Вот пример. В самом центре Петергофа, где я живу, на самом историческом месте - рядом с собором Петра и Павла, рядом с Кавалерскими домами - построили гостиницу из кубов. Хоть кто-нибудь что-нибудь сказал? Нет. Да и меня не спросили. И вот стоит это чудовище из кубов. «Что же за архитектор такой строит», - спрашиваю. «Да архитекторы тут не важны, - отвечают мне. - Это технологически дешево. Сделал куб, поставил на другой. А какой вид оттуда зато! На все красоты Петергофа».

Вот эта история в фильме прозвучала. То есть авторы фильма побороли страх и сказали правду. И кому-то потом было неудобно. Это важно.

«Вспомнив о прошлом, мы должны задуматься о будущем»

Несколько вопросов я задал режиссеру фильма Татьяне Соловьевой:

- Расскажите: когда вы задумали и начали делать этот фильм?

- Мы приступили к написанию сценария уже после Нового года. Запись звука началась две недели назад, а монтировали мы 9 последних дней и закончили уже сегодня. Мы все очень старались. Люди работали с полной отдачей - женщины, которые работают в архиве и подбирали нужное видео, наш героический монтажер, выдержавший все 9 смен по 10 и 12 часов подряд - от и до.

- А идея пригласить на роль дикторов известных петербуржцев появилась сразу?

- Да. Идея, надо сказать, была своевременной и вообще очень правильной. Эти люди нам дали необходимую личностную интонацию. Ими мы поверили наш сценарий. Они правили то, что им не нравилось в тексте. А когда правит, например, Олег Валерианович Басилашвили - это дорогого стоит. Для нас это было очень важно. И важно было еще то, что правили мало. Они сочли нужным внести не очень большие коррективы. Когда они читали тексты - обязательно говорили: «Я хочу сказать еще вот об этом! И это тоже нужно упомянуть».

И в полной версии фильма, которую зритель увидит в эти дни, будет чувствоваться еще сильней эта щемящая нота боли и радости за наш город, которая шла именно от этих людей.

- А как вам этот ход пришел в голову - показать и людей, озвучивавших фильм?

- Совершенно случайно. Я ехала на озвучание, и вдруг стало очевидным: как же так? Такие люди придут записывать звук, а мы лишим зрителя радости видеть их. Мы это сделали и сами получили огромное удовольствие. Когда мы увидели в глазах Леонида Павловича и Ларисы Ивановны слезы во время записи звука - мы и сами не могли сдержать эмоций. И вот именно тогда окончательно поняли, что пошли правильным путем и не имеем права сделать плохо.

- Все-таки вашей задачей было рассказать о какой-то подоплеке событий, малоизвестных фактах? Или вы вновь говорите о том, что люди уже, в общем, знают?

- Нет, все, в общем, уже было в новостях. И надо, кстати, отметить огромное участие в нашем сценарии Балтийской медиа-группы, которая предоставила нам огромное количество фактологического материала и статистики. У нас очень много уже известного. Просто нам кажется важным об этом напомнить. Может быть, зритель наш посмотрит на все это и задумается: почему у нас все так?

- Вы не собираетесь продолжить эту традицию и в будущем году подвести итог нынешнего?

- Да, если будет возможность - я бы занялась таким проектом.

- А как бы вы объяснили смысл названия этого фильма?

- Смысл, наверное, в том, что, вспомнив о прошлом, мы должны задуматься о будущем. Год 2008-й был очень важным для города, во многом - переломным. И нужно запомнить его, перенести накопленный опыт уже в будущий год, во всю нашу последующую жизнь. Хотя бы чуть-чуть подвигнуть людей на это.

Мы не идеалисты. Мы понимаем, что не переломим всю ситуацию этим фильмом. Но, может быть, хотя бы что-то сдвинем в общественном мнении. Мы на это надеемся.

На презентации фильма побывал Федор ДУБШАН, фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх