Новый «Спартак»
Готовится в Михайловском театре
9 апреля - сорок лет с того момента, как Юрий Григорович явил городу и миру балет «Спартак», поставленный на музыку Арама Хачатуряна. Премьера, состоявшаяся на сцене Большого театра, имела оглушительный успех. Казалось, ничего лучшего сделать невозможно. Но сорок лет - огромный срок. За эти годы и в жизни страны, и в человеческой психологии произошли кардинальные изменения. Да что там: мы теперь живем в другой стране, при другом социальном строе, с совершенно иными ценностями.
Изменился и взгляд на прошлое, в том числе и на древнюю историю. Потому попытка Михайловского театра представить новое прочтение балета вполне оправданна.
О грядущей премьере уже знают почти все, кто читает газеты, смотрит ТВ, заглядывает в Интернет. И во многом благодаря гениальному пиар-ходу - приглашению в балет живых тигриц Мирабеллы и Шакиры.
Сегодня на вопросы «Вечернего Петербурга» отвечает знаменитый хореограф-постановщик заслуженный деятель искусств Георгий Ковтун. На его счету - почти триста балетов и опер, поставленных в разных театрах Украины и России. Среди его самых известных работ - балеты «Сказание о Йусуфе», «Сар Герел», «Пер Гюнт», «Распутин».
Утром Михайловский театр непривычно тих и пуст. Узорчатые алые ковры скрадывают звук шагов, зеркала в золоченых рамах в мягком рассеянном свете льстят. Хотя на фоне балетных юношей и девушек, спешащих на репетицию, все равно трудно отделаться от осознания собственного несовершенства. Стараешься подтянуться, расправить плечи и выпрямиться, чтобы хоть как-то соответствовать этому пространству, где собрались самые красивые тела Петербурга.
В отличие от многих представителей богемы, которые в 11 часов еще не способны к общению с миром, Георгий Ковтун полон энергии. Какой-то не петербургский темперамент... Спрашиваю об этом, и оказывается, что Георгий Анатольевич родился в Одессе.Теперь понятно.
Георгий Ковтун - человек пишущий. Не так давно вышла в свет его книга «По белу свету...». Это записки странника, которым, по сути, и является человек театра, постоянно разъезжающий по миру, на гастроли. Мир сцены и его изнанка - закулисье, новые города и новые люди, размышления о жизни и искусстве...
Спартак в Древнем Риме - как у нас Киркоров
- Сейчас многие знаменитости пишут книги. То есть наговаривают на диктофон, а способные, но бедные «афро-литераторы» потом переводят все это на русский письменный...
- Нет, я пишу все сам. И книги, и пьесы, и либретто. Причем пишу не на компьютере, а по старинке - от руки, на бумаге. Сейчас работаю над продолжением своей книги «По белу свету...».
- Сегодня в мире существует более 20 версий балета «Спартак». Самые знаменитые - Леонида Якобсона (Кировский театр, 1957 год) и Юрия Григоровича (Большой театр, 1968 год). Они совершенно разные по пластическому языку. Но оба следуют либретто Николая Волкова, созданному в 1933 году. Вы же написали новое либретто...
- Я уже говорил, что надо быть сумасшедшим, чтобы решиться поставить этот балет в Петербурге. «Спартак» здесь - легенда. Но если художнику есть что сказать, он должен говорить.
«Спартак», признаюсь, единственный спектакль, который я мечтал поставить много лет. Все остальное - по заказу. А это - мечта. Но долго никто не мог предоставить мне такую возможность. Пока не появился Михайловский театр, обновленный, с широкими финансовыми возможностями.
Я, перед тем как взяться за либретто, изучил множество древнеримских источников. О Спартаке написано очень много. Когда погружаешься в древнюю историю, понимаешь, что, оказывается, все было совсем не так, как нам рассказывали в советских школах. Что Спартак - самый человечный раб, принес себя в жертву борьбе за свободу... Все оказалось гораздо сложнее. В том числе и личность Спартака. Кстати, он был сначала рабом, а потом стал свободным человеком. Для своего времени он был звездой, как, скажем, в современной России - Филипп Киркоров.
Колизей римлянам, не столь образованным и утонченным, как греки, заменял театр. Толпу привлекали грубые, жестокие зрелища вроде гладиаторских боев, в том числе женских «боев без правил», сражений с дикими зверями, водных боев... Это было как широкоформатные художественные фильмы сегодня, только все происходило живьем, рядом с тобой. И кровь была настоящая, и смерть.
Спартак был довольно жестоким человеком. Перед одним боем он построил триста римлян и велел казнить. Мог повесить какого-нибудь патриция на виду у своих солдат - для поднятия боевого духа.
В тот период как раз в Риме не было армии. Гней Помпей вел войну за пределами Италии. Спартак мог свободно взять Рим и захватить власть. Но не смог. Потому что он не сумел до конца прибрать к рукам своих соратников, подчинить их своей воле.
Второй герой, который появляется в моей версии, Крикс, - гладиатор, с которым Спартак вместе поднимал восстание. Он предал Спартака, быть может невольно, став жертвой страсти к женщине, поставив любовь выше долга.
Что-то в них было, мне кажется, близкое сегодняшним временам и нравам. Человеческая природа не так уж сильно изменилась со времен Древнего Рима. И движущие силы истории, определяющие ход событий, остаются неизменными.
Один из героев спектакля - Гней Помпей, прозванный Великим, полководец, который наряду с Марком Крассом разбил Спартака.
Я придумал роль для Аллы Осипенко
- Это все героические мужчины. А какие новые женские образы появятся в балете?
- Сабина - подруга Красса. Валерия, возлюбленная Спартака, воплощающая в спектакле тему чистоты и невинности. Куртизанка, влюбившая в себя Крикса. Образ женщины, которая одна может погубить целую империю. Элаида, подруга Помпея, роль которой исполнит звезда русского балета Алла Осипенко.
- Кроме Аллы Осипенко вы пригласили еще и Никиту Долгушина. Зачем вам понадобилось приглашать в спектакль этих артистов - невероятно талантливых, но все-таки принадлежащих прежней эпохе?
- Я всю жизнь в искусстве. И знаю, что такое для человека, ушедшего со сцены, вернуться вновь. Это все равно как... Ну вот как если бы пожилой мужчина вдруг влюбился в молодую женщину и она ответила бы ему взаимностью. Появляется желание жить, открываются новые возможности. Такие встречи со зрителем, с публикой продлевают жизнь артиста, дают ему новые силы, энергию.
Алла Осипенко - одна из любимейших моих балерин. Я считаю, что фотогеничнее тела в отечественном балете не было. Алла говорит, что для нее аплодисменты - самое важное, что есть в жизни. Я специально придумал для нее роль, лишь бы она появилась в моем спектакле, станцевала бы вместе с Никитой Долгушиным. Они, конечно, будут принимать участие не в каждом спектакле, а станут выходить на сцену раз-два в месяц. Эти артисты могут придать моему спектаклю особую выразительность, благородство. Вы бы видели, как трепетно относятся к их присутствию на сцене молодые звезды. Для них танцевать рядом с Осипенко или Долгушиным - означает быть рядом с легендами русского балета. И в этом - живая преемственность нашего искусства.
Елена Образцова появится в спектакле в роли весталки на роскошном пиру. Мы с ней и прежде работали вместе в спектакле у Романа Виктюка. Она необыкновенная актриса, очень творческий человек, живет на сцене.
Пиры в Древнем Риме мне напоминают нынешние тусовки в ночных клубах, где выступают звезды. Тогда патриции тоже приглашали для развлечения гостей лучших танцовщиц, певцов.
Оружие на сцене - почти все настоящее
- Обещают, что балет «Спартак» поразит публику небывалым размахом и зрелищностью...
- В балете будет много вещей, которые в истории театра еще никогда не происходили на сцене. «Спартак» - это смешение жанров, взаимодействие разных видов искусств. Большое значение приобретает хор, столь важный когда-то в античной драме. В балетах хор никогда прежде не был задействован и звучал только в финале. Мы используем много латинских текстов, которые раньше никогда не звучали. Очень много массовых, зрелищных сцен. Оружие, которое используется в сценах сражений, гладиаторских боев, - почти все настоящее. Мечи, копья, кинжалы, щиты - всего 120 видов оружия, с помощью которого римские легионеры когда-то завоевали полмира...
- Публике обещают невиданную роскошь оформления, этакий античный гламур, как в голливудских блокбастерах вроде «Трои» и «Александра». Несколько слов о декорациях и костюмах...
- Всегда в постановке хореограф - главное действующее лицо, как режиссер в фильме. Но я стараюсь подбирать в команду людей, захваченных моей идеей, разделяющих мое видение истории. Декорации создаются по эскизам Вячеслава Окунева, который предлагает современное видение античности, Древнего Рима эпохи поздней Республики.
Музыкальный руководитель - Владимир Рылов, художественный - Фарух Рузиматов, с которым у нас полное взаимопонимание.
- Вы сказали недавно, что хотели бы сделать танец доступным простому зрителю. А стоит ли? Балет все же - искусство элитарное...
- Великий хореограф Михаил Фокин, прославивший русский балет во всем мире, написал однажды такую фразу: «Я хочу сделать свой спектакль понятным - как рафинированному эстету, так и простому зрителю». Я взял за основу эту его идею.
- Может ли балет соперничать с такими массовыми видами искусств, как шоу, эстрада, цирк?
- Если есть искусство, так ли уж важен жанр? У меня много спектаклей, которые идут по всей стране с аншлагами. Не важно, балет это, эстрада, цирк. Если это настоящее искусство, зритель это поймет.
- Я желаю вам успеха. Вы рассчитываете на художественный успех «Спартака» или для вас столь же важен и коммерческий?
- Лично для меня имеет значение только художественная сторона. Как для любого художника, спектакль для меня - способ сказать миру что-то новое, выразить свой взгляд на те события, которые происходили в далекой древности, но остаются актуальными и сегодня.
Беседовала Зинаида АРСЕНЬЕВА
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов