Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 января 2025

Кладбища восстановит общественность?

У города нет денег на содержание кладбищ, в том числе исторических некрополей

На днях в комитете по градостроительству и архитектуре прошло совещание по вопросам строительства «Измайловской перспективы», часть территории которой находится на месте бывшего Митрофаньевского кладбища. Было решено, что на погосте, на месте разрушенного собора поставят мемориальный комплекс. Начинается подготовка проектной документации.

Что же касается застройки кладбища, то в этом вопросе город остается непреклонным. Как сообщили корреспонденту «ВП» в пресс-службе КГА, специалисты ведомства провели консультации с органами санитарно-эпидемиологического надзора на предмет выявления потенциальной эпидемиологической опасности любой строительной деятельности на месте бывшего холерного кладбища. Вывод: эпидемиологической опасности кладбище не представляет. Соответственно вопрос о перепланировке «Измайловской перспективы» для спасения территории кладбища пока снят.

«Измайловская перспектива»

Проект предполагает строительство Новоизмайловского проспекта от Обводного канала до площади Конституции и освоение депрессивных территорий общей площадью 460 гектаров между Обводным каналом, Благодатной улицей, Московским проспектом и Балтийской веткой Октябрьской железной дороги.

Митрофаньевское кладбище

Открыто в 1831 году во время эпидемии холеры. В 1835 году власти разрешили «учредить в смежности с холерным обыкновенное городское кладбище». Первая построенная на этой территории деревянная церковь была освящена во имя новопрославленного святого Митрофана, епископа Воронежского, отсюда пошло и название кладбища. К началу XX века Митрофаньевское кладбище стало самым крупным в Петербурге и делилось на три части по вероисповеданию усопших: самую большую - православную, лютеранскую и старообрядческую. К Митрофаньевской церкви добавились еще шесть храмов. В 1920 - 1930-е годы все храмы были снесены, а кладбище закрыто. Только старообрядческая часть, названная Громовским кладбищем, чудом сохранилась и по сей день. На остальной территории сейчас находятся склады, гаражи и свалки.

Их уже не вернуть

Живые и неверующие не любят кладбища. Так, в Петербурге полностью уничтожены вышеупомянутое Митрофаньевское кладбище, Римско-католическое кладбище на Выборгской стороне, от которого среди выросших еще в середине прошлого века заводских цехов остался только костел, а также Фарфоровское кладбище, которое начиналось от Невы и заканчивалось на территории сквера, где сейчас стоит станция метро «Ломоносовская». Их уже не вернуть. Можно лишь отметить памятным знаком или разбить сквер.

Вроде никакие другие погосты, кроме Митрофаньевского, власти пока уничтожать и застраивать не собираются. Более того, чиновники даже задумались об охране мест «старинных» захоронений.

Легче восстановить, чем сохранить

Обеспечить охрану всех кладбищ Северной столицы физически нереально. Как рассказал корреспонденту «ВП» начальник отдела ритуальных услуг комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Родькин, охранные фирмы, конечно, готовы взяться за это дело, оценивая свои услуги минимум в 400 тысяч рублей в месяц, но не давая никаких гарантий - опять же из-за необъятности территорий и отсутствия ограждений. А если помножить этот гонорар на количество кладбищ, получается около 35 миллионов рублей в месяц. При том что город на содержание всех погостов выделяет 63 миллиона рублей в год. Подсчитали - категорически невыгодно. А в милиции попросту отказываются организовывать посты на кладбищах, ссылаясь на нехватку средств. Поэтому чиновники решили, что легче и дешевле восстанавливать оскверненные и разрушенные другими обстоятельствами надгробия за счет города.

Для обычных кладбищ решили выделять по 8754 рубля в качестве компенсации владельцу участка. И чаще всего этого хватает. В этом году, например, было восстановлено порядка 150 могил за 750 тысяч рублей. Правда, механизм выделения компенсации можно запустить только по заявлению владельца поврежденного надгробия. А на некоторых могилах десятилетиями никто не появляется. Следить же за бесхозными захоронениями город не может.

Цеховой принцип

Также власти обратили внимание и на исторические кладбища. Как сообщила «Вечернему Петербургу» начальник сектора археологических объектов культурного наследия и исторических захоронений КГИОП Ольга Шмелева, на содержание и благоустройство исторических захоронений Северной столицы из городского бюджета будет ежегодно выделяться по три миллиона рублей. Чего, конечно, недостаточно, чтобы привести в порядок все 18 исторических кладбищ. Поэтому сейчас КГИОП хочет «воздействовать на общество». За могилами всегда ухаживали родственники погребенных. Но революция и войны прервали множество петербургских родов. И это одна из причин заброшенности большинства захоронений.

Чиновники пытаются действовать по цеховому принципу. То есть похоронен художник - пусть могилу реставрирует и ухаживает за ней Союз художников или Академия художеств, музыкант - Союз композиторов или Консерватория, инженер - какой-нибудь технический вуз, институт или предприятие.

КГИОП даже рассылал в разные организации соответствующие письма. Но на большинство из них не последовало ответа. Ректор института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Альберт Чаркин так прокомментировал свою позицию: «На кладбищах Петербурга насчитывается порядка четырех тысяч бесхозных могил художников. И Академия художеств не может взять на себя их реставрацию. У нас на это просто нет средств».

Хотя некоторые учреждения откликнулись. Так, Санкт-Петербургский государственный университет сообщил КГИОП, что создал специальную комиссию по этому вопросу, Электротехнический институт отреставрировал могилу своего бывшего ректора Писаревского. Республика Саха восстановила надгробие этнографа Пикарского. Частный меценат отстроил памятник Энгельгардту, эстонская община помогла в ремонте могилы Видемана, Институт истории взял на себя восстановление ряда могил на Смоленском кладбище.

Так что процесс начался. И будем надеяться, что это движение будет расти, поскольку другого способа привести в порядок исторические захоронения сегодня просто нет.

Михаил ТЕЛЕХОВ

 

↑ Наверх