Сергей Григорьев: Это была сказочно мирная страна…
Двадцать лет назад мы ушли из Афганистана. Взгляд историка и очевидца
Сергей Евгеньевич Григорьев - доцент кафедры истории стран Ближнего Востока восточного факультета СПбГУ. Афганистаном он занимается больше двух десятилетий, не раз бывал в этой завораживающей стране - и до ввода ограниченного контингента советских войск, и во время афганской войны, и после. Накануне 20-летия вывода советских войск из Афганистана с ним побеседовала наш корреспондент Марина Глебова.
- Сергей Евгеньевич, как вы считаете, стало ли все, что произошло в Афганистане в последней трети XX века, предметом истории? Можем ли мы сейчас объективно и непредвзято судить о том, что тогда произошло? Извлечь уроки?
- Нет, не можем. Время для объективного анализа не наступит еще очень долго, пока не уйдут из жизни поколения, которых эта война коснулась непосредственно. Работы историков, конечно, появляются и сейчас. Но все же афганская война - скорее предмет изучения политологов, военных... Тем более что многие документы того периода засекречены. Да что говорить, у нас даже документы времен Гражданской войны вне доступа! Впрочем, в США Вьетнамом тоже занимаются только профессора да участники той войны...
Уроки? Сильно сомневаюсь. История никогда ничему не учит - ни самих участников событий, ни сторонних наблюдателей. Англичане, например, трижды пытались покорить Афганистан - и тем не менее вошли в эту страну в очередной раз. Правда, уже в составе международной коалиции. А результат? Разве что теперь наша очередь «радоваться». Только чему? Тому, что пожар - на наших границах? Что впереди большие осложнения в Центральной Азии и Пакистане? Кстати, у нас ведь тоже были две попытки войти в Афганистан с оружием в руках. Просто к моменту начала второй о первой, имевшей место в 1929 году и тоже провалившейся, все прочно позабыли. Кроме историков, конечно. Но кто и когда их слушает?
- Сейчас на Западе кое-кто утверждает, что наше вмешательство в Афганистане было блестящей победой западных спецслужб, гениально спровоцировавших СССР на эту фатальную ошибку. У нас же - после двадцати лет посыпания головы пеплом - начинают утверждать, что раз вошли, надо было оставаться и не уходить ни в коем случае...
- Ввод войск был огромной ошибкой, это было ясно еще до его начала. Решение было принято по политическим причинам, без учета мнения специалистов - как, собственно, чаще всего и происходит. Специалистов запрашивали, но все отрицательные заключения были проигнорированы. В итоге эта бедная и слабая страна повлияла на весь мир, послужив запалом для резкого роста исламистских тенденций. Ввод советских войск и резкий рост помощи моджахедам извне способствовали раздуванию локального внутреннего конфликта до неизвестных ранее масштабов. Все вместе это впервые спровоцировало исламскую солидарность, общий джихад против неверных. Первый раз исламский мир объединился для помощи братской стране против нашествия «кяфиров»!
Впрочем, даже без помощи извне наши цели были абсолютно недостижимы. Этот народ не любит чужих, которые приходят к нему с оружием в руках, - и обычно побеждает.
Ну а насчет того, кто кого спровоцировал... Увы, чужие спецслужбы здесь ни при чем. Сами вляпались. Считали, сделаем все за месяц и уйдем. Но и за десять лет результат оказался нулевой.
- Говорят, что итоги нашего присутствия в Афганистане были гораздо более позитивными, чем сейчас от ввода коалиционных сил во главе с США...
- Население Афганистана к концу 70-х - 15 миллионов человек. В страну вошли 100 тысяч иностранцев с оружием в руках. После чего шесть миллионов стали беженцами в Пакистане и Иране, полтора миллиона погибли, два миллиона стали инвалидами.
У нас погибли (официально) 15 тысяч. Но через войну-то прошли как минимум тысяч шестьсот! Война же, как известно, штука неприятная. Сильно сказывается на людях - даже на победителях. Назову лишь синдром эколого-профессионального напряжения (так называемый вьетнамский), хотя и не все наши медики его признают. Прибавьте к этому наркотики, исламский фактор, огромные материальные потери...
- И распад СССР как божье наказание? Может быть, теперь такое же наказание ждет страны коалиции? Как вы считаете, можем ли мы что-то исправить? Можно ли вообще там что-то изменить в лучшую сторону?
- До войны это была сказочно мирная страна. Вы могли выйти из дома без копейки денег, без документов и транспорта, назваться русским - и без проблем пересечь всю страну из конца в конец. Вас просто передавали бы из дома в дом, кормили-поили, спать укладывали - и давали в провожатые младшего сынишку, чтоб проводил в следующую деревню и передал наказ отца принять как гостя. Назовитесь русским сейчас - что будет? Впрочем, такой прием не ждет уже никого, не только нас...
За нашими ошибками не последовало официального покаяния. Но в частном порядке, на очень высоком уровне, извинения были принесены - и приняты. До сих пор многие афганцы к нам относятся неплохо, но это уже особенности их менталитета. И мы продолжаем там кое-что делать, хотя намного меньше, чем до войны: помогаем в восстановлении нами же построенных объектов.
Выбраться из этой черной дыры мир сможет лишь в том случае, если там только и делать что строить, вкладывать деньги в экономику, в создание рабочих мест, чтобы работать стало выгоднее, чем воевать. И кое-что меняется. Например, в начале нового века в Афганистане не было ни одного мобильного телефона, а сейчас - более пяти миллионов. Строятся дороги, даже железную дорогу хотят проложить. Разрабатываются месторождения... Лет двадцать подобного вмешательства - и все устаканилось бы. Но... В общем, пока - только отрицательные перспективы.
Справка «ВП»
Википедия: Афганская война (1979 - 1989) - сложившееся в советской и россий-ской историографической традиции название одного из этапов гражданской войны в Афганистане, ознаменованного присутствием на территории этой страны военного контингента советских войск. В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства ДРА с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) - с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. В военный конфликт оказалась непосредственно втянута и Советская Армия, введенная в страну по решению Политбюро ЦК КПСС для поддержки кабульского правительства. Моджахедам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран - членов НАТО, Китая, а также пакистанские спецслужбы.
Потери. В Афганистане, по официальным данным, погиб 15 051 советский военнослужащий. Санитарные потери - почти 54 тысячи раненых, контуженых, травмированных; 416 тыс. заболевших. В итоговых цифрах не учтены те, кто умер от ран и болезней в госпиталях на территории СССР. Официальные потери в технике: 147 танков, 1314 бронемашин, 433 артсистемы, 118 самолетов и 333 вертолета. На поддержку кабульского режима из бюджета СССР ежегодно уходило около 800 миллионов долларов, на содержание 40-й армии и ведение боевых действий - около 3 миллиардов долларов.
Важно: Правила перепоста материалов