Из-за новых правил автошколы могут закрыться
Введение новых правил подготовки водителей, утвержденных Министерством образования и науки, приведет к тому, что в Петербурге в десятки раз может сократиться количество автошкол, а стоимость обучения в них вырастет в два или три раза. И вот почему.
Всем ли под силу построить автодром?
Напомним, что с 1 января в автошколах объем теоретических занятий сократился с 206 до 105 часов, а вождением курсанты теперь занимаются не 32, а 50 часов. Но из-за этого выросли расходы на зарплату инструкторам, аренду площадок и бензин. Поэтому если до нового года обучение в автошколе стоило 16 - 18 тысяч рублей, то теперь - 26 - 30 тысяч рублей. А с 1 июля, чтобы получить права, придется потратить как минимум 40 - 50 тысяч. Тогда в силу вступят правила технического оснащения автошкол для подготовки водителей, согласно которым каждому образовательному учреждению, чтобы сохранить лицензию, придется выполнить ряд условий: обзавестись автодромом с регулируемыми перекрестками, светофорами, дорожными знаками и даже железнодорожным переездом; оборудовать все машины, в том числе и автомобили ГИБДД, на которых инспекторы принимают экзамены, видеокамерами и системой, способной записывать и хранить визуальную информацию; приобрести автоматический психофизиологический комплекс, которому предстоит оценивать характеристику личности каждого отдельного курсанта. И это не считая автотренажеров и оргтехники в классах теоретической подготовки.
Оборудование автодрома, не считая стоимости земли, стоит как минимум 30 миллионов рублей, видеозаписывающая система для одного автомобиля обойдется в сумму около 60 тысяч, а психофизиологический комплекс - в 200 тысяч рублей.
Как избавиться от человеческого фактора
Целей у всех этих нововведений несколько, но в совокупности все они ведут к одному - к уменьшению дорожно-транспортных происшествий. Идеологи новой концепции предполагали, что автодром станет не только средством обучения, но и средством приема экзаменов.
Дело в том, что в декабре минувшего года на совместном заседании специалистов Минобразования и Департамента безопасности дорожного движения МВД России было доложено, что в стране не хватает инспекторов для приема экзаменов у будущих автомобилистов (об этой проблеме «Вечёрка» рассказывала минувшим летом). И чтобы успеть обслужить этот поток «курсантов», сотрудник Госавтоинспекции должен тратить на каждого экзаменуемого не более 3 минут. А этого времени водителю хватит только, чтобы усесться и завести незнакомую машину.
Спасение было подсмотрено в Корее, где упор в обучении сделан по принципу избавления от человеческого фактора для большей объективности и для борьбы с коррупцией. Там достойный проход через все ловушки автоматизированного автодрома в присутствии государственных экзаменаторов означает успешную сдачу экзамена. Но... Минобразования, введя технические новшества, почему-то оставило пункт, что экзамены все равно должны принимать инспекторы дорожной милиции.
Видеокамеры также должны обеспечить объективность и избавить процесс получения прав на вождение от коррупции. Но зачем нужны камеры в машинах автошкол, если экзамены все равно принимают сотрудники ГИБДД, в авто которых тоже будут стоять камеры, неясно. А директора школ даже не понимают, зачем им нужен такой объем (четыре камеры за рабочий день накручивают 32 часа видеоматериалов) визуальной информации в машинах их инструкторов и кто его будет просматривать и анализировать - для этого нет ни людей, ни времени.
Предназначение автоматизированного психофизиологического комплекса еще более загадочно. Буквально эта система проводит курсанта через ряд тестов, которые определят свойства его личности: если человек быстро утомляется, ему нельзя быть дальнобойщиком, если у него плохая реакция, инструктор во время обучения должен учить своего подопечного предугадывать события на дороге, если ученик плохо видит или слышит, ему должны внушать идею максимальной осторожности. Эту систему специалисты Минобразования позаимствовали у образовательных центров железной дороги. Но они используются для уже обученных людей. Причем такие комплексы обслуживают профессиональные психологи. Они помогают машинистам понять, на каких маршрутах им будет легче работать.
Какой смысл применять психофизиологический анализ в подготовке водителей категорий A, B, C? Неясно. Причем в документе Минобразования о психологе и речи нет...
Под ударом - «автошкольный» бизнес
Результат этих нововведений предсказуем. Из-за бешеных затрат или нереальности исполнения ряда условий большинство школ закроются.
Как рассказал корреспонденту «ВП» член научного совета Научно-методического центра по подготовке водителей, член правления Северо-Западной региональной ассоциации автомобильных школ Александр Сальников, людям, изучавшим разные принципы подготовки водителей, ясно, откуда взялись все эти идеи:
- Но мы также знаем, что Европа еще лет 20 назад пробовала пойти по пути автоматизации, но вовремя отказалась. Она не оправдала себя. Сейчас в большинстве стран Запада водителей учат прямо на улицах. Причем у нас ГИБДД дает разрешение автошколам учить, курсируя только по тихим улочкам и переулочкам. За границей учеников катают самыми сложными маршрутами. Сейчас же нам предложили азиатский путь борьбы с коррупцией, который при этом от коррупции не спасает, поскольку человеческий фактор остается. Я знаю почти всех директоров автошкол Петербурга. Могу с уверенностью сказать, что 95 процентов собираются дорабатывать до лета, а потом искать другой бизнес.
Как сообщили корреспонденту в Управлении ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, сейчас в Северной столице 142 автошколы. У каждой из них есть какой-никакой - собственный или арендованный - автодром. Но это проблему не решает. Учиться вождению после 1 июля будет негде.
Михаил ТЕЛЕХОВ
Важно: Правила перепоста материалов