Зрители грозят подать на новых «Мушкетеров» в суд — за осквернение собственной памяти
О том, почему сиквелы часто оказываются «мертвым кино», размышляет обозреватель «Вечёрки», разочарованный «Возвращением мушкетеров»
В глазах тоска - поминки под музыку Дунаевского
ДВЕ недели идет на экранах страны «Возвращение мушкетеров» - фантастическое во всех отношениях продолжение приключений Атоса, Портоса, Арамиса и Д'Артаньяна. Самый громкий сиквел этого года.
Буквально за пару дней от великолепной четверки ничего (никого) не осталось: Арамис и Портос потерпели окончательное поражение в стычке с гвардейцами кардинала, Д'Артаньян на поле боя неудачно повстречался с ядром, Атос, тоскуя в собственном имении об ушедших друзьях, выпил яду. До кучи за ними отправились де Жюссак, вечно путавшийся под ногами, и кардинал Мазарини, умыкнувший сокровища французской королевы. Королева опять в беде, спасать ее опять некому, кроме мушкетеров или на худой конец их отпрысков. В новом составе армии спасения дочь Д'Артаньяна Жаклин (Лянка Грыу), переодетая в мужское, зовется Жаком, потому что папа хотел мальчика; очень невнятный юноша Рауль (Данила Дунаев), сын Атоса, чрезмерно жизнерадостная монашка Анжелика (Ирина Пегова), дочь Портоса; и внебрачное дитя Арамиса красавец Анри (Антон Макарский). Вся эта гоп-компания в точности повторяет родительский путь (едва не передралась в самом начале, но, узнав, кто есть кто, немедленно мирится и отправляется в Англию - спасать королевские сокровища и честь), а родителям сверху видно все, и они, не выдержав, возвращаются с того света на помощь детям. Все то и дело поют песни Максима Дунаевского, воскресшие мушкетеры, как и положено призракам, проявляют сверхъестественные способности.
Это не первое возвращение режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича к своим героям: в 1992-м на обломках великой киноимперии появился 4-серийный телефильм «Мушкетеры двадцать лет спустя», через год - двухсерийная лента «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя». Оба раза были, в сущности, неудачей, но в рамках приличия: во-первых, в основе все же были произведения Дюма, во-вторых, в период кинематографического безвременья артисты не были избалованы халтурами и вытягивали самый похабный материал на должный уровень.
На волне повальной сиквелизации мушкетеры не могли не вернуться, став таким образом натуральной российской франшизой. «Возвращение» еще идет, а создатели грозят продолжением. Зрители в свою очередь грозят подать в суд - за осквернение собственной памяти. «Мушкетеры» - это было наше все; им прощались пленка Шосткинского объединения «Свема», сводящая усилия художников на нет, монтажные нестыковки, бесконечные ляпы, чудовищная ходульность иных персонажей, «восемнадцатилетний» Д'Артаньян почти тридцатилетнего Боярского. При полной невероятности происходящего там странным образом отсутствовала фальшь, ее абсолютно затмевала бьющая через край энергия, это было полное кинематографических грехов, совсем не безупречное, но очень ЖИВОЕ кино.
«Возвращение мушкетеров» - мертвое кино, поминки под музыку Дунаевского. Молодежь, конечно, скачет, но играет плохо - они так безнадежно испорчены сериалами, что в отсутствие твердой режиссерской руки (а режиссера тут, судя по всему, и рядом не стояло) дальше капустника не идут, хоть ты тресни. И потом, не на них все пришли смотреть, а на великолепную четверку. А у тех в глазах такая тоска, особенно у Смехова, как будто их и правда вытащили с того света и заставили что-то изображать перед камерой. Тут вообще много есть что сказать, хотя рассуждения о «Возвращении мушкетеров» лежат скорее в области этики, нежели кинематографа.
Ключи к успеху - любовь и ностальгия
Сиквелы - на них стоит современное кино, в основном коммерческое, конечно. Практически все успешные проекты имеют продолжение, и не одно. «Гарри Поттер», «Пираты Карибского моря», «Человек-паук», «Люди Икс», «Шрек»... Все это рассчитано на не забывшийся успех предыдущих серий и не успевший угаснуть зрительский интерес. «Интерес» в случае с сиквелами ключевое слово - кто же не хочет знать, что будет дальше с теми, кого любишь.
Второй ключ - ностальгия: чем больше времени прошло после выхода фильма, тем нежнее наши чувства к постаревшим героям; а для многих это еще и возвращение в молодость. И тут есть опасность, конечно: как бы ни велика была ностальгия по Рокки, новому поколению едва ли есть дело до Сильвестра Сталлоне; и Брюс Уиллис сейчас не для всех - вечно молодой, вечно пьяный «крепкий орешек». Но все же слегка презрительное отношение к сиквелам как к самому верному способу «срубить бабла» неоправданно. Бывают разные причины, и бывают разные сиквелы.
Рейтинг «ВП»
Сиквелы бывают разные
Бывает, что продолжение много удачней первого фильма. Два самых показательных примера: «Терминатор-2: Судный день» и «Крестный отец-2». В обоих по-настоящему раскрылись исполнители главных ролей; в обоих - такая драматургия, что и приквела в принципе не нужно. Сиквела, впрочем, тоже: дальнейшая их судьба печальна, продолжения не удались.
Бывает, что повторить успех первоисточника не удается, как ни бьются создатели, - настолько он мощный. Как в случае с «Молчанием ягнят» - фильм так самодостаточен, что все сиквелы и приквелы выглядят на его фоне очень бледно, несмотря на постоянное участие Энтони Хопкинса.
Самый успешный come-back как возможность реабилитации - это «Рокки Бальбоа». Исполнитель главной роли Сильвестр Сталлоне, снявшись в нескольких халтурных продолжениях этого культового фильма 70-х, казалось бы, исчез навсегда. «Рокки Бальбоа» - шестой и последний, снятый после восемнадцатилетнего перерыва, позволил ему не только спокойно смотреть в глаза старым поклонникам, но и обзавестись новыми.
Самый безуспешный, полностью провальный по всем параметрам, включая коммерческий, - «Основной инстинкт-2». Отрицательно сказалось на результате отсутствие Майкла Дугласа - видимо, только в дуэте с ним Шарон Стоун могла быть ТАКОЙ женщиной.
Самый удачный сиквел, у которого не было никаких других целей, кроме как взглянуть на прошлое и настоящее с любовью, - «Мужчина и женщина двадцать лет спустя» Клода Лелюша. Герои те же, актеры те же, у всех все хорошо. Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян постарели красиво, между ними по-прежнему химия, которая, правда, в полной мере понятна лишь ровесникам главных героев.
Самый удобный для сиквелов жанр - хоррор. Продолжение всегда логично, ибо основано на патологической непотопляемости главного злодея. Самый старинный пример - «Хэллоуин», с каждым фильмом выглядящий, увы, все хуже. Самый успешный проект нового времени - «Крик», ни одна часть которого не потерпела коммерческого поражения в прокате.
«Пятница,13-е» и «Кошмар на улице Вязов» - классика жанра, долгожители, примеры того, как высококлассный трэш от продюсерской жадности превращается в трэш самого низкого качества.
Главная кинофраншиза в мире - «Бондиана», конечно; ей уже 46 лет. Пережила шестикратную смену исполнителя главной роли. Это тем более удивительно, что образ Бонда на протяжении многих лет практически не менялся. После полной перезагрузки несколько лет назад стало ясно, что Бонд на самом деле вечно живой - во всех смыслах, потому что зрители примут его любого.
Самый позорный отечественный сиквел - «Ирония судьбы-2». Он же самый коммерчески успешный. Позорный - потому что в данном случае движущей силой был product-placement, а не амбиции режиссера. Успешный - в нашей стране этот фильм знают и любят ВСЕ, и все поперлись в кинотеатры, на что и было рассчитано.
Самые ожидаемые российские сиквелы - «Асса-2» Сергея Соловьева и «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова. «Асса», казалось бы, в принципе непереводима на современный язык, поэтому любопытно, но тут хотя бы сюжет (Алика, отсидев за убийство Крымова, выходит из тюрьмы, становится актрисой и получает предложение сыграть Анну Каренину) не выглядит столь еретическим. «Утомленные солнцем-2» скроены по всем законам плохого сиквела: тут и воскресшие из мертвых главные герои, и замена исполнительницы главной женской роли, и 20-летняя Надя Михалкова в роли девочки-подростка. Так что заранее не любопытно, а скорее весело.
Инга БЕРГМАН
Важно: Правила перепоста материалов