Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 января 2025

Цены на бензин падать не спешат

И виноват в этом… закон сообщающихся сосудов

Цены на бензин практически прекратили снижаться. Специалисты компаний - владельцев автозаправок обещают в марте новое подорожание топлива. В то же время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила, что в ближайшее время намерена возбудить дела в отношении 251 нефтяной компании за удержание необоснованно высоких цен на бензин. По оценкам ФАС, в среднем бензин должен стоить на 10% дешевле. Так, цена Аи-92 не должна превышать 19 рублей за литр.

Так что же у нас происходит с ценами на автомобильное топливо? Почему они практически не реагируют на изменение цен на нефть на мировом рынке?

Снижение с замедлением

Розничные цены на бензин в России стали снижаться с сентября. И темпы снижения нарастали. В декабре падение составило в среднем 7,3%. Правда, по итогам года осеннее удешевление не смогло компенсировать рост цен в первом полугодии. В декабре бензин стоил на 1,2% дороже, чем в аналогичный период прошлого года. Лишь наиболее ходовой Аи-92 подешевел по отношению к декабрю 2007-го на 1,1%.

В конце января - начале февраля падение цен на бензин в стране почти прекратилось. Первая неделя февраля дала среднее снижение стоимости Аи-92 всего на 0,1%. В последнюю неделю января оно составляло 0,5%, а до этого было более одного процента. Лишь в 29 субъектах Федерации цены упали, в 42 - остались без изменений и в 12 - выросли.

В Петербурге цены на бензины марок Аи-92 в последнюю неделю января уменьшились на 38 копеек, а с начала февраля - только на 4 копейки. То есть и у нас тенденция к снижению стоимости бензина постепенно сходит на ноль. Правда, представители ряда крупнейших операторов пообещали недавно, что падение все же продлится еще месяц. По их словам, бензина сейчас слишком много, склады затоварены. Причем закуплен он в то время, когда цены на нефть стояли на самом низком уровне. Так что в ближайшее время компании будут продавать дешево, чтобы освободить свои резервуары для новой продукции, уже более дорогой. После чего-де цены вновь полезут вверх.

Но так ли уж у нас розничная стоимость автомобильного топлива зависит от цен на нефть? Нет, конечно, определенная зависимость есть. Но вот вам характерные цифры. По данным Росстата, в декабре 2008 года потребительские цены на бензин различных марок в среднем по Российской Федерации превышали цены производителей в 2,4 - 3,4 раза. В декабре 2007 года - только в 1,8 - 1,9 раза. То есть в минувшем году розничные цены на бензин росли значительно быстрее, чем стоимость бензина на нефтеперерабатывающих заводах. При этом сами производители тоже поднимали цену на свою продукцию больше, чем росла цена на нефть. Ну, или снижали меньше, чем она падала. Последнее вернее, потому что до сентября соотношение цены на тонну нефти и тонну бензина сохранялось в пределах одного к двум, а в декабре оно составляло уже почти один к трем.

Заграница нам помешает

Что дает основание представителям нефтяных компаний предсказывать рост стоимости бензина в ближайшее время? Первая и главная причина ясна: надежда нефтяников на увеличение экспорта сырой нефти. Что будет с мировыми ценами, до сих пор не возьмется предсказать никто. Но правительство страны делает все возможное для того, чтобы стимулировать экспорт, который дает львиную долю валютных поступлений страны. С нового года экспортные пошлины были снижены до 119,1 доллара за тонну сырой нефти. Со 2 февраля они составляют уже 100,9 доллара.

К тому же в Европе холодная зима. А тут еще Украина с газовым вентилем баловаться начала. Стало быть, у наших соседей вырос спрос (а значит, и цены) на мазут. Пошлины на который тоже понижены почти на 7 долларов за тонну.

Но нефтяной рынок - это совокупность сообщающихся сосудов: сырая нефть - бензин - мазут. Выгоднее экспортировать сырую нефть? Значит, меньше останется для переработки. А надо отметить: соотношение цены на нефть внутри страны с ее ценой на мировом рынке, по данным Росстата,  в декабре составило 43,1%. Год назад было 44,4%. То есть притягательность внутреннего рынка еще упала.

Впрочем, согласно официальным данным, экспорт нефти из России в январе в страны дальнего зарубежья снизился на 1,5%, а в страны зарубежья ближнего - на 3,1% по сравнению с январем 2008 года. Так что январское понижение пошлин пока не сработало. Сработает ли февральское, тоже вопрос. Ведь объем экспорта зависит не от одного желания России продать свою нефть. Нужно, чтобы было кому ее купить.

А вот рост потребления мазута - это существенно. Увеличение его производства в целях экспорта равнозначно снижению выпуска бензина. Для отечественных компаний с их катастрофически небольшой глубиной переработки нефти, то есть процентом выхода светлых нефтепродуктов, даже проще вывозить за рубеж мазут. Об экспорте российского бензина пока и говорить-то не очень удобно, он составляет всего восьмую часть производства. Вот темных нефтепродуктов мы вывозим в пять раз больше, чем потребляем сами!

Как ни крути, а любое увеличение экспорта приведет к дефициту нефти, предназначенной для переработки ее в бензин. Специалисты уже говорят, что на внутреннем рынке наблюдается дефицит поступающих в свободную продажу А-76 и Аи-92. При этом надо помнить, что объемы добычи сокращаются. Стало быть, спрос будет выше, а предложение ниже. Вот вам и рост цен.

Запасная идея

Государство с этими прогнозами согласно. И обдумывает идею создания топливного резерва. Предполагается, что из него в случае роста цен будут проводиться товарные интервенции  - наподобие зерновых.

Идея эта не нова. Вопрос активно обсуждался в 2004 - 2005 годах. Но тогда же специалисты отмечали: с помощью топливных интервенций можно добиться лишь краткосрочного снижения цен. Причем и это не гарантировано. К тому же, чтобы продавать госзапасы, к которым имели бы доступ все игроки рынка - от малой АЗС до крупных сбытовых сетей, - нужна биржа. А ее нет. А иначе все интервенции будут попадать в руки нескольких крупнейших вертикально интегрированных компаний, как это и было, кстати, с интервенциями хлебными. Напомним: именно к таким компаниям и предъявляет свои основные претензии ФАС. И специалисты давно твердят: именно наличие вертикально интегрированных холдингов является главной причиной непонятной динамики наших цен. Ведь таким компаниям не столь уж важно подстраиваться под рынок. Потеряет в одном - возьмет свое в другом.

На прошедшем недавно в Киришах выездном заседании правительства, посвященном вопросам развития нефтяной отрасли, премьер-министр отметил: в правительстве нет единства по вопросу о том, нужно ли создавать стратегический резерв нефти. И предложил стимулировать переработку. Власти обещают помощь лишь тем компаниям, которые будут совершенствовать свои заводы. При этом Владимир Путин отверг идею об увеличении сроков перехода России к более экологичным видам бензина. Но развитие переработки лишь в долгосрочной перспективе может привести к снижению цен за счет роста конкуренции. В ближайшее же время потребность в инвестициях и неизбежное в период реконструкции заводов падение объемов производства приведет скорее к росту цен.

Юрий Звягин

↑ Наверх