Если бы у Достоевского был компьютер!
В музее великого писателя открыли новую экспозицию, сделанную по самому последнему слову науки и техники
Как привлечь современного молодого человека в музей? Особенно если это музей не художественный, битком набитый шедеврами мирового уровня, а литературный? Если это музей-квартира, где вам непременно покажут письменный стол, за которым были написаны фолианты почтенной толщины, чернильницу, фотографии самого писателя, а также жены и детишек... Ох, ну кому, скажите, это интересно?
Я о школьниках, подростках, для которых, нравится нам это или нет, литература уже не так важна, как для нас. Они привыкли получать информацию не только и не столько из книг, сколько из Интернета. Они лучше воспринимают не слово, а визуальный образ, картинку. С этим приходится считаться сотрудникам литературных музеев. Музей, как ни кощунственно это звучит, должен становиться модным местом, куда было бы престижно ходить.
9 февраля в Музее Ф. М. Достоевского открыли новую литературную экспозицию, сделанную по самому последнему слову науки и техники и словно разговаривающую с посетителем на современном визуальном языке.
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» - эта евангельская цитата стала эпиграфом экспозиции: черное «двоящееся» пространство с бесконечными отражениями, мерцающий свет, стены с «окнами-объектами» и единственное открытое окно с видом на Владимирскую церковь по замыслу авторов экспозиции соответствуют «космосу» Достоевского и атмосфере его петербургских произведений.
Дизайн экспозиции создан Тино Светозаревым, сценографом из Македонии. Но работал он над художественным решением каждого раздела вместе с петербургским художником Игорем Князевым (в этом же составе они делали и все спектакли, которые идут в Музее Достоевского, в том числе популярную у петербургской публики «Панику»).
В экспозиции много документов и произведений искусства, связанных с творческим процессом писателя, повлиявших на создание того или иного романа. Например, репродукция фигурирующей в романе «Идиот» картины Ганса Гольбейна-младшего «Мертвый Христос». Если помните, князь Мышкин произносит слова, которые в жизни произнес сам Достоевский, увидев известное полотно в Базеле: «От этой картины может и вера пропасть».
Прямая речь
Вера Бирон, замдиректора музея по науке, рассказала «Вечёрке» о новых музейных технологиях, использованных в экспозиции:
- В выставочных проектах мы давно, как и другие музеи, используем мониторы, на которых показываем разные программы-демонстрации. Это позволяет расширить информационный уровень. В новой экспозиции у нас 6 мониторов, которые управляются по сети, и один сенсорный киоск, которым могут пользоваться посетители: в нем загружена основная информация по биографии Достоевского, аннотированы экспонаты, представлены другие шесть музеев Достоевского, существующие в России. В одном из залов установлен проектор, который позволяет демонстрировать любые мультимедийные программы, показывать фильмы, создавать инсталляции.
Мониторы включены в общее художественное решение. Они воспринимаются как единое целое наряду с представленными литографиями, гравюрами. На мониторах они просто сменяют друг друга. На одном мониторе, например, возникают в хаотическом порядке цитаты из романов, записных книжек Достоевского - нам хотелось, чтобы писатель непременно был визуализирован в тексте. На другом - небольшая видеозарисовка Михайловского замка, попытка увидеть его глазами 16-летнего Достоевского, проучившегося в Инженерном училище 6 лет.
- Изменились бы его романы, если б он писал их на компьютере?
- Достоевский был первым писателем, который писал романы с помощью стенографа. Уверена, что, если бы у него был компьютер, он успел бы написать больше! А содержание и стиль компьютер не меняет.
Зинаида АРСЕНЬЕВА
Важно: Правила перепоста материалов