Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Художник должен быть голодным. Но только в высоком смысле

Самые востребованные эстрадные гастролеры-2008 Хор Турецкого (по данным информационного агентства «Intermedia», они опередили Киркорова, Розенбаума, Земфиру и «Алису») и в наступившем году подтверждают свой статус. В эти дни Хор Турецкого дает четыре концерта в БКЗ «Октябрьский», а в марте повторит ту же серию в Кремле. А ведь еще несколько лет назад их музыку называли «элитной, изначально некоммерческой»... Что же произошло с самими музыкантами и их зрителями? Об этом в беседе с нашим корреспондентом рассуждает создатель и бессменный руководитель популярного коллектива Михаил Турецкий.

Наш ответ спекулянтам

- Михаил Борисович, положа руку на сердце - зачем вам эта рекордная гастрольная гонка? Только ради все более высоких гонораров?

- Это никакая не гонка: просто у нас есть возможность дать в Питере четыре концерта для своей аудитории. Мы это время заранее спланировали, зарезервировали дни с 18 февраля. Несмотря на кризис, у нас аншлаги, все билеты давно разошлись!

Мы тут наткнулись в Интернете на статью, что «Хор Турецкого - абсолютный рекордсмен по продажам билетов по итогам 2008 года», причем те, кто на последующих местах, отстают от нас в два-три раза. Нет, это не гонка. Просто, объяви мы два концерта в БКЗ и два в Кремле, билеты у спекулянтов стоили бы сумасшедшие деньги. Отчасти мы стараемся давать больше концертов, чтобы спекуляции не было...

- А почему вы не выступаете в Ледовом дворце или «Олимпийском»?

- В пяти концертах в Кремле все равно больше народу, чем в одном «Олимпийском» или Ледовом дворце. Но у нас есть амбиции театрализации шоу, и поэтому в БКЗ или Кремле нам легче реализовать свои планы, чем во дворцах спорта.

Гордону руку подам и на концерт позову

- Михаил, не так давно вы стали гостем передачи «Гордон Кихот», где вам досталось от критиков! В чем только не упрекали Хор Турецкого: в попсовости, измене консерваторским корням и так далее... Не возникло у вас ощущения, что зря согласились пойти в это ТВ-пекло?

- В таких дискуссионных программах важна, как говорится, чистота жанра, абсолютная непредвзятость. А здесь она до конца не была выдержана. Например, я задал Гордону вопрос: «А вы на концерте-то нашем были?» - на что он ответил: «Я никогда не был и не собираюсь, мне неинтересно». Но из телевизионной версии это было вырезано. Согласитесь, произносить такое на многомиллионную аудиторию по меньшей мере странно, и это было бы нашим дополнительным аргументом.

Но все равно он ничего не добился, потому что мнения разделились: на одной половине оказались те, кто посещал наш концерт и знают, о чем говорят; на другой, те, кто не был, но рассуждают, как это плохо. Понимаете, вовсе не трудно отыскать недостатки у тех, кто занимается большим и серьезным делом. Столько людей вокруг, что сами ничего не добились, зато отлично знают, как должно быть в идеале!

- Очень часто в подобных ТВ-шоу, у того же Владимира Соловьева, получается, что авторитетные судьи в студии отдают голоса «за», а народ, телезрители - решительно «против». Интересно, какой расклад был бы в вашей с Гордоном ситуации?

- Вряд ли народ был бы против Хора Турецкого. Но нужна такая телевизионная затравка, битва за рейтинги. Да, остался у нас осадочек, но в любом случае проигравшими ТВ-битву мы себя не чувствуем...

- Гордону руку подадите при встрече?

- Да, конечно. И на концерт позову. Поймите, у меня нет комплексов.

Борис Абрамович не сделал мне ничего плохого

- А Березовскому?

- Борису Абрамовичу? Конечно! А что он плохого мне сделал? Не я ему судья, а то, что он в чем-то виноват, - пока недоказуемо. Не нам решать. Мне нравится такая фраза: «Есть такая профессия - от родины защищать».

- А Березовский ведь в свое время помогал вам...

- В начале девяностых мы начали ездить в Америку, где зарабатывали какие-то деньги, которые потом помогали выживать в России. В Москве тогда у нас была репетиционная база в синагоге и больше никакой поддержки. Тогда я обратился к Березовскому. Он пришел на репетицию, сказав, что у него двадцать минут до самолета, прослушал несколько композиций и изумился: «Ничего подобного в жизни не слышал, даю пять тысяч долларов в месяц, чтоб вы жили!» В то время это были немалые деньги. Потом Борис Абрамович даже добивался моей встречи с Константином Эрнстом: «Они должны появиться на телеэкране - это уникальный проект, потрясающие музыканты, замечательные голоса». А дальше начались президентские выборы, гонения, трудно стало Березовского «тягать». Еще почти год нам деньги выплачивали, до тех пор, пока помощник олигарха не сказал: «Чтобы мы помогали, нужны две вещи: чтобы вас любил Боря и чтобы у меня на счету были деньги. А с деньгами у меня проблемы».

Лет немало прошло, но те, кто помог в самом начале, не забываются. Если честно, задумываться о том, кому ты должен подать руку, а кому не подать, - это все детский сад. А кто судьи-то?

Что делать без нефтяной вышки?

- А вас многие не любят? Как людей, добившихся успеха...

- Не знаю, наверное.

- А деньги у вас часто просят?

- Бывает. Вот просили из Одессы для детского дома. Когда вижу, что просьба конкретная, - почему бы и нет. Надо пытаться как-то помогать. Но, честно говоря, если артист не имеет никакого бизнеса, не имеет коммерческой недвижимости в центре Москвы, своего завода, фабрики, у него все равно запасы прочности быстро заканчиваются. Есть ведь такое понятие - «жизнь после славы»... Можете себе представить: наши артисты станут старше, мы перестаем быть востребованными, а у нас нет нефтяной вышки, завода - как нам дальше жить? А я несу ответственность, потому что приручил их. В общем, не все так радужно.

Жизнь после славы редко кому удается, тем более в нашей стране. Мы абсолютно не защищены - от тех же аудиопиратов, что просто грабят нас ежедневно. Вот такие пироги. Но не будем унывать: хвала Всевышнему за то, что мы востребованы, нас хотят слышать. Так что будем радоваться и работать дальше.

Художник должен быть голодным. Но только в высоком смысле

- Кризис уже ударил по вам?

- К счастью, на концерты народ продолжает ходить, а вот число «корпоративов» сократилось. То есть легких денег уже не будет. Но мы их, собственно, никогда не искали.

- Кризис для творческого человека - нормальное состояние? Художник должен быть голодным?

- В высоком смысле слова - да, конечно.

...И девушки притом

- Несколько лет назад вы поведали о своем желании создать еще и женский хор... А сейчас эта тема актуальна?

- Вполне возможен проект «10 сопрано». Мы к нему идем не торопясь, и если не получится хор, то будет женский бэнд из моделей 180 см, которые будут петь и играть на музыкальных инструментах. Такой бэнд усилит наше шоу в плане эмоционального настроя. Проведем кастинг девушек - не только в России, но и в Украине, Прибалтике, Польше. Сейчас же везде кризис, многие музыканты без работы, так что найдем!

Но пока у нас на повестке дня идея - в 2009 - 2010 годах как следует поработать, немножко «обрасти жирком», а в течение 2011 года посвятить себя так называемому наследию: записям, видеоклипам и прочему, в том числе и западными проектами заняться. Мы надеемся на свои накопления, на помощь друзей. Хотим создать две-три пластинки, два-три музыкальных фильма, но этим нужно заниматься вдумчиво и профессионально.

Беседовал Виктор КАЗАКОВ

↑ Наверх