Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 января 2025

Присяжные в теракт не поверили

Они признали невиновными трех обвиняемых в подготовке покушения на губернатора города

Коллегия присяжных заседателей длилась чуть меньше трех часов и вынесла вердикт единогласно. Подсудимые были отпущены из-под стражи прямо в зале суда.

Прокуратура в недоумении - чем вызвано такое решение присяжных? Так четко все начиналось: Тимура Саидгареева и Равиля Муратова задержали 17 мая 2007 года у Цирка на Фонтанке при получении у некоего Анзора сумки с гранатой, 500 граммами пластита и взрывателями. Позже задержали их приятеля - Владислава Баранова.

Через несколько дней всем троим предъявили обвинения в незаконном обороте оружия и терроризме. По версии следствия, приятели создали в городе религиозную организацию и в ходе праздника Сабантуй намеревались устроить покушение на губернатора.

В обвинительном заключении их планы выглядели примерно так: «Весной 2007 года Муратов, Саидгареев, Баранов и двое их приятелей (в ходе следствия они были объявлены в розыск) решили создать «джаамат» для ведения в городе «партизанских действий, как в Чечне». Первым объектом для террористического акта выбрали губернатора Валентину Матвиенко - на их взгляд, исключительно антимусульманского политика. Эмиром (главой «джаамата») избрали Равиля Муратова - он разрабатывал на своем домашнем компьютере план ликвидации. Согласно этому плану Валентина Ивановна должна была прибыть на праздник Сабантуй и выступить с речью. В удобный момент, по замыслу заговорщиков, ее должны были закидать боевыми гранатами. Но где-то что-то не срослось, и террористов (покушение на государственного деятеля, коим является Валентина Матвиенко, приравнивается к террористическому акту) задержали».

Дело направили в Городской суд, по желанию обвиняемых оно рассматривалось судом присяжных. Представители прокуратуры предъявили судьям ключевого свидетеля - знакомого подсудимых Федора Товпинца, который присутствовал на самой первой встрече «заговорщиков», но после испугался и отказался участвовать в покушении.

В качестве доказательств стороной обвинения были представлены записи, сделанные скрытыми камерами на квартире, где собирались подсудимые; присяжные ознакомились с результатами фоноскопической экспертизы, протоколами изъятия у подсудимых взрывчатых веществ, рецептами изготовления взрывчатки и фотографиями с места задержания подсудимых и с места изъятия вещественных доказательств.

Обвиняемые свою вину не признавали ни на этапе следствия, ни в суде. Их адвокаты в свою очередь говорили о том, что показания свидетеля менялись вместе с изменением его процессуального статуса: пока Товпинец был подозреваемым, он и не вспоминал про услышанный им разговор между подсудимыми о ликвидации Валентины Матвиенко. Как только из подозреваемого Товпинец превратился в свидетеля, его память как-то сразу улучшилась и он вспомнил все, чего не доставало обвинению. В качестве аргумента невиновности подсудимых защитники рассказывали присяжным о том, что во время задержания Муратова и Саидгареева сумка, в которой были обнаружены боеприпасы, 10 минут находилась в руках сотрудников спецслужб. И никому не известно, кто что с ней делал.

Присяжным, судя по всему, доводы защиты оказались понятнее, и они единодушно сочли, что не имело места само событие преступления: весной прошлого года никто в нашем городе «не создавал боевого «джаамата» для устранения губернатора Санкт-Петербурга с целью дестабилизации обстановки на Северо-Западе России». Соответственно, все остальные вопросы о возможном участии подсудимых в этих событиях и их возможной вине были оставлены присяжными без ответа.

Приговор по этому делу будет оглашен в следующий понедельник, 14 апреля.

Инесса КУЗНЕЦОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх