Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

История вещей

Брюки превращаются, превращаются брюки

Слово «брюки» в переводе с тюркского значит «двойная юбка»: то есть юбка на каждой ноге. Появлением брюк мы обязаны лени древних персов, не пожелавших снимать свои юбки. Ради удобства персидские конники придумали перетягивать свои юбки ремнем между ног. И лишь потом работу ремня заменила игла с нитью. Так родились персидские шаровары - прародители современных мужских и женских брюк. Вещи, как сейчас бы сказали, унисекс, потому что еще в 800 году до н. э. Шанель своих дней - ассирийская царица Семирамида переоделась в шаровары сама, сопровождая супруга во время военных походов. Вслед за ней брюки надело все прогрессивное женское население Востока. Шальвары стали чисто женским видом одежды: их носят под халатом таджикские женщины, их любят китаянки, жительницы Лаоса и Вьетнама.

Одеяло убежало

Древние шотландцы не нуждались в колготках. У них были длинные, до колен, носки на подвязках, какими наши предки привязывали к ногам лапти. Исторический шотландский килт - совсем не то, что сейчас продают туристам. В XVII веке «большим килтом» назывался многометровый кусок ткани шириной в человеческий рост. Гофрировали (складывали в складку) только его часть, затем кусок укладывали на землю, ложились на него лицом вверх, оборачивали его вокруг себя и закрепляли ремнем. Концы ткани протягивали на грудь через спину и закрепляли пряжкой. Ночью конструкцию превращали в теплое одеяло. Трусов под килтом, понятно, не было. Их роль выполнял специальный кожаный кошель sporran, он скрывал самое дорогое для любого мужчины от чужих глаз. У шотландского «одеяла» было более 700 рисунков. Но боже упаси использовать большее, чем было регламентировано для шотландской клетки, количество цветов. Крестьянам из них полагалось два, военачальникам - пять, вождям - семь. Слуги обходились одним цветом клетки. Вне зависимости от социального статуса в бой шли в одних рубахах, юбку-одеяло снимали, так как ее производство было дорогим.

Кружева и роскошь

В основу современного мужского костюма с длинными брюками легла мода французских крестьян. До Великой французской революции, которая смела с лица просвещенной Европы «кружева и роскошь аристократов», знать носила исключительно короткие панталоны. Мужской костюм в его практически нынешнем виде придумал и описал француз Джон Локк - философ-идеалист. Европейские женщины до решительных шагов Коко Шанель брюк не носили. В обществе были слишком сильны предрассудки: церковь считала ношение одежды противоположного пола грехом, заслуживающим кары. Одной из первых женщин, посмевших надеть мужские брюки, была знаменитая кинодива Марлен Дитрих. Появись она в таком виде в Англии, ее бы не взялись обслуживать ни в одном отеле или ресторане.

Петербургских модельеров Владимира Бухинника, Романа Левшина и Владислава Аксенова, появившихся на улицах в юбках собственного пошива, взялись обслужить в единственном кафе, по иронии судьбы разместившемся на улице Правды. Правда нового образа на других улицах города была столь горька, что смельчакам приходилось скрываться в такси. «Мужчины не столь отважны в моде, как женщины. Им вообще не нужно социализироваться через моду, - говорит историк Татьяна Белоусова. - Рэперская мода, также вызывавшая общественный остракизм, прятала в широких штанинах дефекты растущих мужских тел, мужская юбка такие дефекты открывает».

Социологи говорят, что игры в юбки и брюки - это заданный код полов. Женщина в юбке - подчиненное существо. Чем нарядней ее платья (чем их больше), тем выше социальный статус того, кто ей это все купил. Практичный костюм мужчины - всего лишь определение социального статуса. Он - главный, он добытчик. Битва за равноправие полов началась с женских притязаний на «исконно» мужской вид одежды - брюки. Что получила нынешняя деловая женщина взамен? Праздник  имени Клары Цеткин...

Маша ПРЯЖКИНА

↑ Наверх