Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Борис Эйфман вывел «Онегина» в онлайн

3 марта на сцене Александринского театра Санкт-Петербургский государственный театр балета Бориса Эйфмана представит премьерный спектакль «Онегинъ. Online» (музыка Чайковского, а также из репертуара арт-рок-группы «Автограф»).

Идея перенести «Онегина» на балетную сцену возникла у Эйфмана давно, но сегодня она оказалась особенно актуальной. Так много людей талантливых в наше жесткое время не могут реализовать свой дар, становясь «лишними людьми».

Партию Онегина будет танцевать молодой солист Олег Габышев, который блестяще справился с ролью Треплева в «Чайке», а теперь ему предстоит освоить еще и возрастную роль. Лауреат «Золотой маски» и международных балетных конкурсов Мария Абашова многих удивит в партии Татьяны - ее героиня вполне современная девушка. Но не забудьте, какой фрейдистский сон видела Татьяна у Пушкина. Так что Эйфман верен себе, пытаясь перечесть классику заново.

По мнению 62-летнего режиссера, балет - вполне самодостаточное искусство, однако в наше время странно было бы не использовать новые технические возможности для оформления спектаклей. Поэтому и возникла идея «онлайна», то есть спектакля, насыщенного передовыми технологиями. И в этом помогла финансовая поддержка комитета по культуре.

К сожалению, у знаменитого театра Эйфмана в Петербурге нет своей сцены. Поэтому для премьеры удалось выкроить лишь один мартовский вечер в Александринке. А затем коллектив отправится в Америку и уже на гастролях будет обкатывать своего «Онегина», чтобы показать спектакль во всем блеске в Петербурге, но это случится только летом.

Однако есть и приятные новости. В конце 2008 года в театре Эйфмана на средства гранта Инвестиционного фонда поддержки культуры открыт современный мультимедийный центр. Он оснащен четырьмя камерами XDCAM HD, монтажной станцией «Mac Pro», аудиомонтажной станцией «Pro Tools». Теперь стало возможным фиксировать репетиции, спектакли, процесс рождения танца, новой хореографии. Причем медиацентр намерен помочь и другим петербургским театрам.

Что касается долгосрочных проектов Эйфмана, то, несмотря на кризис, они не свернуты. В 2011 году на улице Лизы Чайкиной откроется школа (академия) танца, которая соберет талантливых детей, в том числе и детей-сирот, со всей России. А в 2015 году откроется театр-дворец танца на набережной Европы.

Прямая речь

Борис Эйфман:

- То, что сегодня на балетном небосклоне не появляются артисты уровня Нуреева, Барышникова, Макаровой, конечно, плохо. Любое искусство, балет в том числе, проявляется прежде всего через яркую творческую личность. Именно она привлекает аудиторию. Кстати, личность и звезда - не совсем одно и то же. Иные звезды - сомнительные персонажи, созданные индустрией пиара. Таких сейчас пруд пруди. Может быть, они-то и загораживают выход на сцену истинным звездам? Хуже всего, что тут возникает порочный круг: нет звезд - падает интерес к балету в обществе, а в ответ на это еще ниже опускается профессиональная планка танцовщиков...

Нас не то что обошли, но нет уже былого безоговорочного поклонения русскому балету. Сейчас замечательный уровень танца во Франции, особенно в Париже, в Германии, очень сильные труппы в Нью-Йорке, Сан-Франциско. Но повторяю: для меня печальней то, что мы теряем престиж нашего искусства внутри страны. А уж отсюда неудачи на международном поприще. Да, классический репертуар Мариинского театра очень качествен, но остальная балетная жизнь не блещет творческими достижениями.

Виктор КАЗАКОВ, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх