Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Полемика неактуальна. Актуальна проблема

Именитые петербургские художники пытаются переосмыслить советское прошлое. Без гнева и пристрастия

Оценить, насколько удачны эти попытки, можно, побывав на выставке «Вторичная переработка», которая открылась в Молодежном образовательном центре Государственного Эрмитажа.

«Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря...»

Знаменитые строчки Бродского могли бы стать эпиграфом к инсталляции Виталия Пушницкого «Письма с окраины Империи». Перед нами руины чего-то величественного, пафосного (быть может, это и есть обломки рухнувшей империи?), выстроенные из досок, привезенных художником с дачи.

«Интимный дневник» Юрий Штапаков «пишет» не на бумаге и в виртуальном пространстве, а на кровельном железе с пятнами ржавчины, так похожими на кровь. Это дневник того времени, в которое человеку не дозволялось замыкаться в интимных переживаниях, отвлекаясь от глобальных задач государственной важности.

Ольга Рострота показывает вязаный... автомобиль. Если бы речь шла о сегодняшнем времени, можно было бы расшифровать идею объекта так: машина - словно кокон для хрупкого человека, которая отгораживает его от агрессивной среды большого города. Но выставка - о советской действительности. И вязаный автомобиль в этом контексте становится символом тех многолетних трудов до седьмого пота и жесточайшей экономии, которые были нужны, чтобы накопить на вожделенную машину.

И уж даже каменное сердце дрогнет при взгляде на работу Анны Франц «Газировка». Это до боли знакомый автомат газированной воды с сиропом. Бросишь мелкую монетку, и агрегат утолит твою жажду стаканом подслащенной шипучки. Обломок прошлого, показанный на выставке, правда, только внешне похож на свой прототип. Проведенный тюнинг превратил его в мультимедийный прибор. Бросишь монетку и... Воды не дождешься. Вместо этого на тебя хлынет ностальгическое видео о том, что время - относительно.

Прямая речь

О том, почему сегодня так важно переосмыслить наше не такое уж давнее прошлое, корреспонденту «ВП» рассказала Марина Колдобская, куратор и участник выставки, директор петербургского филиала Государственного центра современного искусства.

- Чем отличается ваша игра с образами советской империи от того, что делали, скажем, мастера соц-арта Комар и Меламид или Илья Кабаков?

- Игры закончились. Советской культуры нет, полемика с ней - ироническая или гневная - неактуальна. Актуальна проблема: за 20 лет после СССР не создано новой эстетики. В таких случаях люди производят ревизию. Исследуют собственный бэкграунд, пытаясь найти там строительный материал.

- Какая интонация преобладает в произведениях искусства, которые показываются на выставке,- ностальгическая, ироническая, сатирическая?

- Стоическая. Ну вот досталось такое время. Вот с ним и живем. И работаем.

- Ваша игра с прошлым ограничена лишь советской империей?

- Нет. Прошлое неразделимо. Можно формально сказать: вот царское, вот революционное, вот советское... Но формальный подход на самом деле неправилен. Революцию делали присяжные поверенные. Советскую промышленность делали спецы. Капитализм сегодня делают комсомольцы. Возьмите любую пожившую вещь или идею - вы в ней такое найдете...

- Положа руку на сердце, а было ли что-то хорошее в советской действительности, то, с чем жалко расставаться?

- Молодость...

Зинаида АРСЕНЬЕВА

↑ Наверх