«Оскар» для противного
Главная новость для петербуржцев, касающаяся «Оскара», увы, в том, что Константину Бронзиту его не дали, но мы все равно еще раз поздравим его с тем, что он оказался в почетной компании.
Главная новость для петербуржцев, касающаяся «Оскара», увы, в том, что Константину Бронзиту его не дали, но мы все равно еще раз поздравим его с тем, что он оказался в почетной компании.
Главная новость про 81-ю церемонию вручения премий Американской киноакадемии вообще заключается в том, что ничего нового или хоть сколько-нибудь интересного нам не показали: это была одна из самых гладких, компромиссных и предсказуемых церемоний за последние годы - во всех отношениях.
Если на минуту поверить в то, что «Оскар» на самом деле - законодатель кинематографической моды (а в это приходится верить), будущее наше не очень хорошо. Опять побеждают политкорректность и умение делать все на продажу - такое вот дивное сочетание.
На нового ведущего церемонии Хью Джекмана, конечно, возлагали большие надежды, потому что и роль эта ему знакома (в 2005-м он был удостоен специальной награды за блестящее проведение церемонии «Тони»), и артист хороший, и выглядит безупречно. Правда, опыта в разговорном жанре у него маловато в отличие от предшественников Стива Мартина или Вупи Голдберг, поэтому слов ему доверили не особенно много: Джекман пел, танцевал, был красивый сам собою - и все. А если чем и был хорош «Оскар» почти всегда, так это конферансом - иногда неприличным, иногда злым, иногда просто очень злободневным и почти всегда - остроумным. В этом году церемония мало чем отличалась от тысяч других церемоний мира - разве что количество звезд в зале превышало все мыслимые нормы.
К слову, из всех звезд меньше всего подфартило одной из номинанток - Мерил Стрип - добрые слова в ее адрес Софи Лорен (а еще одно нововведение этого года - представление каждого номинанта в актерских категориях «исполняли» лауреаты прошлых лет) зачитывала с выражением наименьшей доброжелательности.
Теперь о тех, кому повезло. «Оскары» за лучшие роли второго плана получили Пенелопе Крус за «Вики Кристину Барселону» и Хит Леджер за Джокера из «Темного рыцаря» (посмертно). Это второй в истории премии посмертный «Оскар», и в данном случае в исходе дела почти никто не сомневался: присужден он, конечно, не столько за конкретную роль, сколько за то, что, прожив всего 28 лет, Леджер успел сделать в кино так много (не по количеству, а по качеству). Иным на это не хватило бы и семидесяти.
Распределяя премии за главные роли, академики в одном случае сделали именно то, чего от них ждали, в другом - сообразно несколько странной, им одним ведомой логике: Кейт Уинслет за «Чтеца» Стивена Долдри и Шон Пенн за «Харви Милка» Гаса Ван Сэнта. Не дать «Оскара» Кейт Уинслет, регулярно появляющейся в списках номинантов и регулярно проигрывающей более удачливым, но отнюдь не более талантливым соперницам, было бы просто жестоко - такие «Оскары» называются «за выслугу лет» и они не редкость; но Уинслет его и правда заслужила, хотя бы тем, что делает в отличие от многих современниц и ровесниц действительно достойную карьеру. А премия за лучшую главную мужскую роль, присужденная Шону Пенну, выглядит немного неожиданно: понятно, что всех премий мира мало, чтобы обозначить заслуги Пенна, но у него один «Оскар» уже есть (за «Таинственную реку»), и, учитывая любовь академиков к падшим и поднявшимся, все ждали рекоронации Микки Рурка. Ему как никому нужна была эта премия - культовый персонаж 80-х выбрался фактически оттуда, откуда не возвращаются, да еще и сыграл про это в фильме «Рестлер» - но увы.
Борьба за титул «лучший фильм года», происходившая главным образом между «Миллионером из трущоб» Дэнни Бойла и «Загадочной историей Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера, завершилась тотальным, катастрофическим поражением последнего. У «Баттона» - три статуэтки во второстепенных номинациях: за лучший грим, визуальные эффекты и работу художника, у «Миллионера» - восемь, включая обе главные: за лучшую режиссуру и лучший фильм года. Это и есть главная предсказуемая новость дня - «Оскар» снова ответил взаимностью художнику, чей главный творческий принцип - компромисс и умение чувствовать конъюнктуру. Дэнни Бойл достиг в этом искусстве высочайшего мастерства и в своем стремлении добиться признания добрался до Болливуда, который ему все это проплатил в надежде на глобальную рекламу. Надо сказать, что шедевров в этом году в списке номинантов и не было; но то, что победил самый противный во всех отношениях, - обидно. И главное, что в точности в рамках жанра, выбранного на сей раз Бойлом, - драматического приключения с непременным для индийского фильма стопроцентным хеппи-эндом.
Инга БЕРГМАН
Важно: Правила перепоста материалов