Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Жизнь ЖЖ

Министр образования Фурсенко стал интернет-звездой

Всего-то и надо было для этого предложить упразднить высшую математику в средней школе. Дискуссии пошли - закачаешься! В основном, конечно, ругань на тему «враги сгубили ридну школу». Но есть блогеры, выводы которых вполне революционны - если, конечно, к ним кто-нибудь прислушается. Один из самых интересных - kirguduev: Дискуссия по данному поводу вгоняет в ступор. С моей точки зрения, высшая математика в школьной программе и откровенно вредна, и по большому счету бесполезна - в том виде, как ее преподают... Я имею примерное представление о нагрузке, ложащейся на современного школьника. Если бы меня так грузили, я бы, наверное, сейчас не сидел за компом, а пребывал в уютном помещении, в котором стены и пол обиты чем-то мягким. И в то же время современные школьники пинают балду и маются ерундой, потому как тот микроскопический объем знаний, который им за долгие годы пытаются вдолбить в голову, смешон и несерьезен и реально требует для освоения времени на порядок меньше.

Чем вызваны эти, казалось бы, непреодолимые противоречия? Тем, что математике - да и массе других дисциплин - детей учат варварским образом. Представьте себе, что в возрасте четырех лет ребенку рассказывают, что Земля плоская и лежит на трех китах. Через пару-тройку лет, когда возникнут вопросы о спутниках, часовых поясах и кораблях, скрывающихся за горизонтом, - что Земля круглая, Солнце и Луна вертятся вокруг нее, а дальше находится сфера неподвижных звезд, прибитых к небесной тверди серебряными гвоздями. Еще чуть позже, когда речь зайдет о планетах и лунных затмениях, - что Земля таки вертится вокруг Солнца. И так далее. У человека, который то и дело вынужден расставаться с прежними представлениями и замещать их новыми, в голове воцаряется бардак, а процесс этого замещения требует массы времени и сил... Математика в средней школе по всему миру преподается по все той же дубовой схеме «последовательного усложнения», отнимающей прорву времени и сил и напрочь исключающей саму возможность понимания сути изучаемого вопроса.

Знаете, как мы во втором классе «проходили» уравнения? Весь класс тупо повторял хором за учительницей: «Чтобы узнать одно из слагаемых, надо из суммы вычесть второе слагаемое. Чтобы узнать уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое...» - пока все не заучили это безобразие наизусть, ни в малейшей степени при этом не понимая сути вопроса. Меж тем преподать эту сложную материю - не просто, а очень просто. Достаточно поставить на учительский стол весы с двумя чашками. На одной, допустим, пять килограммовых гирь. На другой - две гири и деревянный брусок с большой буквой «Икс». Равновесие весов символизируется знаком «равно», а сами весы представляют собой материализованное уравнение. И если ребенку показать эту конструкцию - он за пять минут сам сообразит: чтобы узнать, сколько весит брусок «Икс», надо с обеих чаш убрать одинаковое количество гирь.

Человек, усвоивший в детстве эти вещи, не забудет и не растеряет их уже никогда...

mikell:  А как в школе учат информатику! Это еще больший ужас. У математики хотя бы история есть. А в информатике: 1 - 4-й классы - обучение работе с мышкой и клавиатурой, 5-й класс - Word, 6-й класс - Powerpoint. 10-й и 11-й классы - попытки дать бейсик. При этом отсутствуют даже минимальные попытки дать общие понятия о файловых системах, железном устройстве компьютера, разрядности данных, сетевых протоколах, операционных системах...

leonid_smetanin: Пока углы мерят в градусах, а синус рассматривают как функцию треугольника, тригонометрические формулы ПОНЯТЬ невозможно, их можно только тупо вызубрить. Так что я считаю, что в школе должна быть только арифметика (т. е. четыре действия на пространстве реальных чисел) и геометрия на плоскости, все остальное - факультативно для желающих.

glav: Эта ситуация - цугцванг: любой шаг ведет к ухудшению ситуации. Менять по частям - все равно что откалывать куски от цельной системы, сложившейся в послевоенном СССР. Менять сразу - ввергнуть как минимум на несколько лет в «разруху», да еще и с непонятными перспективами.

de_gis: Несмотря на мой личный скепсис ко многим начинаниям министра, я его именно в этом начинании поддерживаю. Вот мои рассуждения:

1) кому нужны знания, о которых мы спорим? На мой личный взгляд, детям, которые будут продолжать образование в ТЕХНИЧЕСКИХ вузах;
2) каков процент таковых от общего числа выпускников по стране? Я бы субъективно, оценил в 15%. А теперь вопрос: стоит ли остальные 85% учащихcя напрягать на освоение этих знаний?

Родные палестины находятся в Воронеже

В кризис многие будут вынуждены отказаться от туров по заграничью, но расстраиваться не стоит. Прежде чем внимать импортным красотам и искать чужой экзотики, стоит насмотреться на свою, российскую. Где ее взять? Ищите - и обрящете, как и жэжист new-karfagen. Максим выложил в ЖЖ фотографии Спасского женского монастыря (Костомарово, Воронежская область).

Об этом пещерном монастыре знают гораздо меньше, чем о более раскрученном Дивногорье. Это чудо природы и архитектуры называют Русской Палестиной из-за того, что места здесь напоминают палестинские пределы, а сам монастырь основан на 150 лет раньше принятия христианства на Руси. Собор Спаса Нерукотворного образа покоится на 12 огромных меловых колоннах. Храм строился в три захода: в XII, XVI - XVII и XVIII - XIX веках. До революции он имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при надобности мог выдержать длительную осаду. Снимки можно посмотреть по адресу http://new-karfagen.livejournal.com/59443.html. Мы приводим лишь часть из них.

Живой журнал читала Галина ЛЯНГУЗОВА

↑ Наверх