Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

А вдруг найдется диванчик Блока?

Корреспондент «ВП» проник на съемки передачи «Век нынешний и век минувший», которая выйдет в эфир на канале «Культура» 27 марта — в Международный день театра. А посвящена она будет 90-летию БДТ

Съемочный период - хоть и важный, но не первый этап в создании передачи. Сначала ее нужно придумать. В отличие от фильма телевизионная передача не имеет сценария, в котором расписано, кто и что говорит. Все, что есть, - сценарный план, где намечают, что хотели бы услышать от «персонажей». Когда сценарный план готов, начинаются съемки.

Местом действия передачи «Век нынешний и век минувший» стал, разумеется, БДТ.

Ее создатели - редактор (она же автор) Ирина Михайлова и режиссер Александр Бот - хотят показать не только парадный БДТ, знакомый всем, кто приходит вечерами на спектакли, но и все его закутки, куда «простые смертные» не допускаются. Вместе со съемочной группой мы побывали в пошивочном цехе. Взволнованные нашим приходом девушки-швеи демонстрировали уже готовые костюмы для спектакля «Дон Карлос», премьера которого намечена на март. По просьбе режиссера, стараясь не обращать внимания на камеру, мастерицы на наших глазах наметывали и пришивали какие-то рюши. Девушка, под прицелом камеры усердно что-то пришивавшая, как только оператор вышел из цеха, призналась, что теперь ей придется все распарывать, потому что от волнения она неправильно наметала.

Но в этот день работу в других цехах БДТ съемочная группа не срывала, потому что следующей по плану была съемка одного из героев передачи - народного артиста Изиля Заблудовского. Было решено снимать Изиля Захаровича на парадной лестнице. Режиссер и оператор долго искали лучший ракурс, склонившись перед маленьким телевизором (режиссер Бот поправил меня: «Не телевизор, а монитор»), на который передается изображение. Вот странный эффект: картинка, которую видишь в реальности, на экране преображается до неузнаваемости. На мониторе все выглядит наряднее и красивее.

Изиль Заблудовский - один из старейших актеров БДТ. Он пришел сюда еще в 1944 году и помнит, как выглядел театр в те годы. Изиль Захарович рассказал, что тогда театр не был так наряден, как мы привыкли, по распоряжению художественного руководителя - режиссера Дикого вся парадная мебель была затянута серыми чехлами. Он считал нужным придать «первому театру революции» более демократический вид. После интервью Заблудовский показал оператору те места в фойе, о которых рассказывал. Например, намертво заделанные окна, через которые когда-то открывался вид на Фонтанку...

Это был один из первых съемочных дней, всего же их бывает 3 или 4, а потом, когда весь материал отснят, наступает самый напряженный - монтировочный период. Главным действующим лицом тут становится монтажер, человек, который сидит за большим компьютером и терпеливо двигает полоски на мониторе, достигая нужного режиссеру эффекта.

Вообще телевидение коварно. Не зря говорят, что тут могут сделать из человека, дающего интервью, идиота или героя. Потому что современный монтаж позволяет «склеить» кадрики так, что не будет заметно никакой склейки. Однажды при просмотре отснятого материала оказалось, что актриса ни разу не произнесла местоимение «она», что было необходимо по логике предложения, и недостающее «она» монтажер буквально склеил из звуков...

В какой последовательности будут следовать фрагменты, решает автор, а вот из каких кадров они будут состоять - это дело режиссера. Бывает, вроде бы эпизоды следуют друг за другом логично, но кульминации, эмоционального накала не хватает. И вдруг режиссер решает подложить музыку, пустить коллаж из фотографий или дать романтический вид из окна - и вот уже необходимое эмоциональное зерно найдено и передача оживает.

Прямая речь

Мало кто настолько посвящен в тайны БДТ, как телевизионный редактор Ирина МИХАЙЛОВА. Она сделала множество передач об этом театре и людях, составивших его славу.

- Может быть, впервые мы постараемся сказать про то, что БДТ - это не только эпоха Товстоногова, а это театр, который был и до него. Многие старые актеры говорят, что здесь всегда была хорошая актерская труппа, просто не всегда спектакли становились откровениями, как у Товстоногова. Нашими героями стали Изиль Заблудовский, Людмила Макарова, Зинаида Шарко, вдова Владислава Стржельчика Людмила Шувалова... И очень хочется снять совсем молодых, узнать, понимают ли они что-то об этом театре. Само здание хранит много тайн. Вот, например, говорят, что вместо Горького на лестнице была скульптура Суворина, она и сейчас где-то здесь, но где именно спрятана - неизвестно. Или знаменитый диванчик Блока - куда он делся? Одни говорят, что он стоит в гримерной Лаврова, другие - что в гримерной Басилашвили... Но какой он, никто не знает точно. Очень трудная работа для телевидения рассказывать о театре и показывать театр, и доверительный рассказ о спектакле зачастую несет гораздо более весомый эмоциональный заряд, нежели показ сцен из спектакля.

Виктория АМИНОВА

Фото автора

↑ Наверх