Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 31 июля 2024

Исаак Штокбант: У нас сегодня казино больше, чем булочных

Худрук театра «Буфф» считает, что герои Сухово-Кобылина жутко современны

Накануне премьеры художественный руководитель театра народный артист России Исаак Штокбант встретился с журналистами в Балтийском информационном агентстве.

Разговор был откровенным и не ограничился только представлением спектакля. Исаак Романович говорил о жизни, театре, эстраде, о природе смеха...

В солдатской сумке я носил коробочку с театральным гримом...

- У вас два высших образования: Московский военный институт иностранных языков и Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Почему военный переводчик вдруг решил посвятить свою жизнь театру?

- Я с детства мечтал быть артистом, бегал в Александринку, покупал за рубль тридцать пять копеек билет и смотрел все спектакли. Но случилась война. На фронте в солдатской сумке я носил с собой коробочку театрального грима. Мне казалось, что она связывает меня с прошлым.

После войны меня направили в Военный институт иностранных языков. Сказали «служи!», и я служил до 35 лет, продолжая мечтать о театре. Наконец, в 1965 году по указу Хрущева армия была сокращена на полтора миллиона человек. И слава богу меня сократили. Но актером я уже стать не мог, я ведь был практически стариком - 35 лет! А на режиссерский факультет принимали до 35.

«Буфф» - наше, пролетарское название

- В августе 2008 года Театру «Буфф» исполнится двадцать пять лет...

- Для театра это очень большой срок. Он живет как человек, растет, расцветает, потом неизбежно начинает увядать, стареть.

Но Театр «Буфф» всегда молод. Потому что я каждые пять лет пополняю его состав выпускниками Театральной академии, где преподаю.

- Известно, что до революции в Петербурге существовал театр «Буфф». Вы назвали свой театр в его честь?

- Сначала я хотел назвать театр «Кабаре». Но начальники от культуры мне ответили, что такого буржуазного названия у советского театра быть не может. Я подумал день и предложил назвать театр «Буфф». И это было принято сразу: «Вот это правильно, это наше, пролетарское название!» Вероятно, в сознании чиновника слово «буфф» было связано с Маяковским.

Мы хорошо знаем историю нашего предшественника. Это был первый в России театр легких жанров. «Буфф» любили. У Некрасова есть стихи: «Что наша жизнь? Пустей ореха! Заедем в «Буфф» - одна утеха!»

У нас в театре есть две сцены. На Основной мы играем комедии, музыкальные комедии, мюзиклы. Словом, все, кроме трагедий. Есть у нас и второй зал, который мы называем Зеркальной гостиной. Там эти же актеры играют эстрадные шоу.

Как Ветров удивил меня

- Вы много лет преподаете в Театральной академии. Как в огромном потоке абитуриентов можно разглядеть настоящий талант?

- Это чрезвычайно сложная, утомительная работа. Конкурсы огромные, желающих - море. И подчас разглядеть в них что-то особенное с первого взгляда сложно.

Гена Ветров пришел поступать сразу после армии. Говорил он плохо, очень плохо, такой говор - просто кошмар! Я ему сразу сказал: «Не теряйте время, молодой человек, идите в другой институт!» А он в ответ знай твердит одно: «Хочу, хочу, хочу быть актером!» Спрашивает с надеждой: «Что мне сделать, чтобы вы меня приняли?» Я ему и говорю: «Удивите меня». И забыл о нем. Но через какое-то время Гена вновь пришел. С баяном, с массой каких-то детских свистулек, на ногах - тарелки, в рот засунут свисток. Этакий человек-оркестр. И так он выступил, что мы ухохотались!

Или еще интересный случай. Приходит поступать девушка. Ну некрасивая, ой какая некрасивая. Я думаю: «Господи, что же мне делать-то? Ну неужели она сама не понимает, в зеркало на себя никогда не смотрела?» Прочитала она басню, стихи, прозу. Я уже приготовился ей сказать, что не подходит она. Как девушка вдруг спрашивает, может ли она еще показать, как поет Пугачева. И запела. Как Пугачева: один в один. Только лучше! Так попала ко мне на курс Елена Воробей.

Сегодня и ежедневно!

- Что вы думаете о современном театре?

- Театр, конечно, никогда не умрет. Потому что именно он обращается к человеческим чувствам. А человек всегда нуждался и будет нуждаться в чувствовании. Но сегодня театру приходится бороться за свое существование. Это коммерческое время диктует свои условия. Появились и распространились антрепризы.

Антреприза, на мой взгляд, убивает традиционные достоинства русского театра. Это когда есть репертуар, есть воспитанная труппа, единый коллектив, есть руководитель, который ведет за собой всю труппу. Это все достоинства русского театра. И разрушать их - кощунственно. Я не верю в художественные достоинства антрепризы. Да, можно пригласить звезд. Но этого мало, чтобы создать великий спектакль.

А сегодня чего только не делают! Приглашают, например, какую-нибудь знаменитую певицу играть в драме. Зачем, почему? Чтобы привлечь внимание к спектаклю.

Можно пригласить и балерину, которая двух слов сказать не может. Волочкова уже, слышал, играет в драматическом спектакле. Так нельзя относиться к театру.

Простите мне банальность, но иначе ведь не скажешь: театр - это храм чувств.

Булочную вы будете долго искать, а казино - на каждом углу

- 11 и 12 апреля на сцене Театра «Буфф» - премьера. Знаменитая комедия Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Расскажите о новом спектакле.

- Это удивительная пьеса. Сухово-Кобылин ни в коем случае не может считаться драматургом второго плана. Он пишет о судьбе человеческой. Для цензуры он написал внизу «Страницы из прошлого». Я осмелюсь сказать, что это, к сожалению, вовсе не из прошлого, а из нашей жизни. Это же трагедия личности, подверженной страсти к игре. Что такое Кречинский? Это игрок! У него только одна страсть. Он болен. У нас сегодня этих игровых заведений больше, чем булочных. Это булочную вы будете долго искать, а казино - на каждом углу.

Вторая тема - не менее важна. Это тема маленького человека, который изо всех сил рвется к тому, чтобы повелевать другими людьми. Герой пьесы Расплюев, на мой взгляд, вечен. В разные годы расплюевщина превращалась в ежовщину, в абакумовщину. И сегодня, в наши дни, чиновники, которые дорвались до власти, до теплого места, заставляют нас ждать у дверей своих кабинетов, вымогают деньги.

Так что пьеса современна. И не нужно одевать героев в современные костюмы, джинсы или вводить ненормативную лексику, чтобы зритель понял это. Беда молодых режиссеров в том, что они не верят в зрительскую фантазию.

Современная эстрада - ниже пояса и ниже разума

- Что вы думаете о современной эстраде, ее уровне?

- Никакое другое слово, кроме «ужасно», не приходит в голову. Это не только ниже пояса, но и ниже разума. Герой сегодняшний - идиот, двуклеточное животное.

Умный артист почему-то должен превращаться в павиана, чтобы повышать рейтинги! Это трагедия, это разрушение искусства эстрады, это ее конец. Что с этим делать? Бороться! Легкий жанр - это очень трудный жанр. Легче поставить спектакль, чем сделать один хороший эстрадный номер.

Человеку нужно дать радость. Бог только человеку дал возможность смеяться. Но очень важно, чтобы в легком жанре не было грязи и пошлости!

Записала Зинаида АРСЕНЬЕВА

Фото Юрия Тапаева

↑ Наверх