Мобильный прогресс
В каких самолетах можно пользоваться телефоном
Еврокомиссия разрешила пользоваться сотовой связью на борту самолетов, но только на рейсах, осуществляемых над территорией Европы. Пассажирам российских авиалайнеров эта услуга будет доступна еще не скоро.
В 2000 году, после крушения самолета «Saab-340» неподалеку от аэропорта Цюриха, причиной которого стало одно SMS-сообщение, а результатом - 10 погибших пассажиров и пострадавшие члены экипажа, все страны без исключения присоединились к запрету на пользование мобильной связью во время полета. Но, несмотря на это, на любом рейсе всегда находились пассажиры, не выключавшие свои мобильники. Понадобились годы, прежде чем Европейское агентство по авиационной безопасности нашло выход из проблемной ситуации и одобрило использование специального оборудования, которое будет установлено на самолетах для обеспечения мобильной связи.
С 7 апреля Еврокомиссия официально разрешила пользоваться сотовой связью на борту самолетов - новые правила вступили в силу. Но первые «мобильные» полеты начнутся скорее всего не раньше конца этого года - для безопасного пользования сотовыми телефонами во время перелетов для всех авиакомпаний еще предстоит выработать общие правила. Но уже сейчас понятно: лицензию на оказание такой услуги будет выдавать правительство страны, в которой зарегистрирована авиакомпания, действовать она будет на территории всего Евросоюза, звонить можно будет только на высоте более трeх тысяч метров, а стоимость звонков станут устанавливать сами операторы. По предварительным данным, минута разговора в воздухе обойдется в среднем в 80 - 85 евро. Это не так и много, учитывая, что данный вид сервиса предназначен в основном для деловых людей, желающих всегда оставаться на связи.
А вот российские авиапассажиры пока смогут пользоваться мобильниками в самолетах исключительно иностранных компаний. Для абонентов «МегаФона», например, данная услуга доступна на борту аэробуса «A-340-300» авиакомпании «Emirates», а другие российские операторы сотовой связи уже заключают договоры с иностранными компаниями, такими, как «AeroMobile» и «OnAir», предоставляющими услуги сотовой связи в своих самолетах.
Что же касается установки спецоборудования на отечественных лайнерах, то это, по мнению экспертов, вопрос времени - год, может, два. В авиакомпании «ГТК «Россия» нам сказали, что установка оборудования для пользования мобильной связью - достаточно дорогое удовольствие, так как перелеты по России в большинстве случаев непродолжительны и, чтобы операторам это нововведение было выгодно, необходимо чтобы либо пассажиры много звонили, либо цена на звонки была достаточно высокой. На вопрос, не будет ли мешать мобильная связь работе пилотов, нам пояснили, что специальная базовая станция, которую собираются устанавливать на лайнерах, будет принимать сигнал только в пределах самолета и передавать потом данные напрямую на спутник.
«Навигационные системы уязвимы в основном при взлете и посадке, а мобильная связь в этот период даже по новым правилам будет запрещена, поэтому, как только лайнер наберет высоту, сигналы мобильных телефонов не будут помехой системам управления самолета», - прокомментировали в авиакомпании.
Инна ПОЛЕТАЕВА
Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
Важно: Правила перепоста материалов