Ирина Богачева пальнет с Петропавловки
Сегодня оперная примадонна празднует круглую дату. Несмотря на предъюбилейную суету, подготовку ко множеству праздничных мероприятий, съемки в телевизионных программах, Ирина Петровна нашла время, чтобы встретиться с читателями «Вечёрки», среди которых так много ее давних и преданных поклонников.

- Ирина Петровна, примите наши поздравления! Как будете проводить этот день рождения?
- С утра я еду в Петропавловскую крепость, чтобы совершить полуденный выстрел. Мне сказали, что такова традиция. Потом будет пресс-конференция в комитете по культуре, а уж после этого встречаюсь с близкими и родными.
3 марта в Большом зале Консерватории будет концерт, в первом отделении которого участвуют звезды Мариинского театра, а во втором - капустник. Я ничего еще не видела и не знаю, но говорят, что все очень интересно и смешно!
- Я знаю, что недавно ваши ученики принимали участие в конкурсе, и довольно удачно...
- Два моих ученика ездили на международный конкурс в Мадрид. Выступили прекрасно! Единственное, что Боря Рудак после блестящего выступления на первом туре заболел, но он все равно стал дипломантом конкурса. А моя ученица Рита Грицкова получила 1-ю премию и произвела просто фурор. Она - замечательная певица и талантливый человек. Мы, кстати, после этой Испании все заболели. Там в это зимнее время тоже эпидемия гриппа, как и в Петербурге.
- Как вы отдыхаете после таких напряженных поездок?
- Стараюсь перед сном выпить корвалола, чтобы заснуть. Мыслей много в голове. Но это сопровождает меня всю жизнь. Летом мы раньше все время ездили с мужем к морю, но потом нам сказали, что после 55 уже лучше не менять сильно климат. Поэтому сейчас ездим в Карловы Вары. Там замечательный воздух, говорят, на 30% больше кислорода, чем у нас. Божественный край: и цари, и все крупные деятели - и культуры, и политики - отдыхали там, начиная от Петра I.
- Ирина Петровна, у вас было тяжелое детство и юность, вы рано потеряли родителей. Как вы считаете, это сказалось на вашей звездной карьере?
- Абсолютно точно, сказалось. За меня некому было вступиться, я понимала, что мне 16 лет, а кроме двух сестер, никого больше в городе нет, я - одна. О нас подумать было некому! Сейчас я себе даже не представляю, чтобы моя внучка, ей сейчас 10 лет, оказалась в такой ситуации. Но мне от Бога достался самостоятельный характер, и все благополучно получилось.
- Хотя в Консерваторию вы поступили после технического училища?
- Я закончила 10-й класс, когда умерла моя мама (а папы уже давно не было с нами). Хоронила я маму в день своего рождения, мне исполнилось 17 лет. Как сейчас помню, что упала на могиле...
Я понимала, что дальше надо как-то жить, и отдала документы в техническое училище, а в 19 лет уже поступила в Консерваторию.
- Это правда, что вы унаследовали любовь к пению от деда по отцу?
- Да, это был очень мощный человек, я его видела только на портретах. В Костромской области есть небольшой городочек Буй. Дед там родился и жил, а в молодые годы бурлачил на Волге. Мои папа и мама тоже родились там и жили на одной улице в Буе, а, как ни странно, познакомились в трамвае в Петербурге!
- Кто повлиял на вашу судьбу более всего?
- Моя семья, конечно. Мой отец заставлял меня читать, учить наизусть стихи (Пушкина, Лермонтова). Если я что-то не выучивала, он брал меня за ухо и водил вокруг стола. Такое было суровое воспитание. У мамочки, она была красавица, был изумительный голос. Помню, как мы садились на диван, мама брала гитару, и мы все вместе с сестрами пели какую-нибудь песню. Я рано привыкла к тому, что семья - это очень важно. На лето мы уезжали к бабушке, и она не представляла себе, что ее дети могут не приехать к ней. А сейчас моя семья - муж, с которым мы живем уже 45 лет, моя внучка, моя дочь.
- Вы с дочкой так же строги, как когда-то ваш отец был строг с вами?
- Я строга, но любовь побеждает все. Я могу ей все простить и забыть обиды, потому что я ее очень люблю и ценю.
После семьи самыми важными людьми в моей жизни были педагоги - Ираида Павловна Левандо, у которой я занималась с подготовительного курса в Консерватории. Пока она была жива, мы всегда были вместе. У меня не было родителей, у нее не было детей.
Потом - маэстро Дженарро Бара, с которым я занималась в Италии. Изумительнейшая личность и бог вокала. Когда он меня послушал, сказал: «Да мне ж тебя учить-то нечему! У тебя абсолютно итальянская школа». И написал об этом Ираиде Павловне, она была так счастлива!
Оказали влияние и встречи с Шостаковичем. Арам Хачатурян, Валерий Гаврилин, Андрюша Петров - это все личности, с которыми мне приходилось контактировать...
Когда я пела романс Гаврилина «Простите меня» на стихи Володина, там были такие строки: «Я вас уважаю, я вас уважаю». Я Гаврилина спрашиваю: «Могу я спеть: «Я вас уважаю, я вас о-бо-жаю!»?» Он мне говорит: «Это же володинские стихи!» Я ему отвечаю: «Так поговори с Володиным!» И через некоторое время он сказал, что можно, я так и спела, и Гаврилину страшно понравилось, он подарил мне свои ноты и написал: «Я вас уважаю, я вас обожаю! Валерий Гаврилин».
- У вас такая насыщенная и интересная жизнь...
- В 16 лет я, помню, купила себе первое платье и не могла уснуть всю ночь от предвкушения нового дня! Такое было счастье! Но я и сейчас радуюсь каждому дню! По-прежнему! Солнцу, моим родным, моим ученикам, моим собакам! С утра пытаюсь сделать гимнастику, иду в бассейн, потом пью кофе и лечу дальше!
- Расскажите о ваших планах...
- Сейчас много юбилейных событий. 17 и 18 марта я должна ехать к Святославу Бэлзе на канал «Культура», будем делать передачу. 20 апреля будет городское чествование в Большом зале Филармонии. В мае - концерт в Капелле, в июне - концертное представление со звездами в Мариинке-3.
В ноябре - конкурс «Санкт-Петербург».
- Что нужно молодому музыканту, чтобы достичь ваших высот?
- Нужна безумная любовь к своему делу. Это дело должно быть в сердце, в голове. Если это пение, нужно стать футляром для своего инструмента, для своего дарования. То, что дается Богом, должно отрабатывать. А если не приложатся труд и колоссальная работа, Бог этот талант очень скоро отнимет.
Беседовала Антонина РОСТОВСКАЯ, фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов