Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

«Диких полей» еще много

Чем отличается работа художника в кино и в театре

Они могут все. Например, создать венецианскую лагуну из... бархата, как в «Казанове» Феллини. Или готические своды, двигающиеся лестницы и лабиринты коридоров школы Хогвартс в «Гарри Поттере». Или даже целую страну под названием Средиземье, как во «Властелине колец»...

Но их не знает никто. В кино на виду актеры и режиссеры, а вот художники-постановщики всегда остаются за кадром.

В галерее АРТТЕАТР «Театра на Литейном» открылась выставка петербургского художника-постановщика Сергея Австриевских «От замысла до воплощения». Здесь показаны эскизы к фильму Михаила Калатозошвили «Дикое поле», увенчанного множеством наград, в том числе призом фестиваля «Золотой орел».

Корреспондент «Вечёрки» встретилась с Сергеем Австриевских, чтобы побольше узнать о тонкостях его профессии.

Кино не допускает условностей

- Приходилось ли вам раньше работать в кино?

- «Дикое поле» - первая картина, над которой я работал от начала до конца. Правда, до этого я успел поработать с Александром Миндадзе в фильме «Отрыв», но был занят только на подготовительном этапе, когда создаются эскизы.

- Зато вы много работали в театре, были художником-постановщиком самых разных спектаклей. Отличается ли работа художника над театральным спектаклем и над кинофильмом?

- Отличается, и очень существенно. Кино не допускает условностей. Здесь все должно быть абсолютно точно. И чем меньше видна работа художника, тем лучше. То есть в идеале зритель не должен знать, что город, в котором происходит действие фильма, не настоящий, а построенный на студии. Так было и с «Полем». Многие люди, работающие в кино, не сразу заметили, что все «декорации» были созданы с нуля в чистом поле.

- А что, собственно, делает художник в кино? Ведь он не сам строит интерьеры и дома...

- И в театре, и в живописи, и в кино - везде работа художника начинается с одного и того же - поиска образного решения.

Если интерьеры - то какие именно, в какую эпоху это происходит, в какой стране, какой персонаж живет среди этой мебели, этих вещей... Создаются эскизы. И лишь потом начинается воплощение идей в реальность, следуют технические работы, порой сумасшедшие по сложности. А переделывать нет времени - в кино сроки очень жесткие, каждый съемочный день заранее спланирован и отступление от графика недопустимо.

В сентябре выпал снег, а у нас актриса в одном сарафане!

- Расскажите о своей работе в «Диком поле». О чем этот фильм, с вашей точки зрения?

- Для меня это фильм о том, как важно найти свое предназначение в жизни и следовать ему, несмотря ни на что. Главный персонаж фильма - доктор Митя - вызывает уважение, как мне кажется, не просто за то, что он профессионально делает свою работу, а именно за приверженность своей идее помогать людям в любых условиях - даже если нет лекарств, необходимого медицинского оборудования, денег.

Сценарий был написан еще в девяностые годы, в эпоху, когда все старое рухнуло, а новое еще не сложилось. Но в картине не видно, что действие происходит именно в перестройку. Фильм получился более обобщенным. Подобное может происходить в любое время и в любом месте.

Таких «диких полей» до сих пор очень много не только в мире материальном, но и в душах людей.

- А где вы снимали?

- В южном Казахстане, на китайской границе. Все происходило очень быстро. Сценарий я получил за два месяца до съемок. Когда готовился, раза четыре мне пришлось слетать в эти места на выбор натуры. Иногда мы проезжали в день пятьсот километров. Потом наконец нашли то, что надо. Михаил Калатозошвили увидел место и сказал, что все, поиски завершены, вот абсолютно то, что ему нужно.

Было сложно работать, потому что наше «поле» даже от ближайшего населенного пункта находилось в сорока километрах, а от Алма-Аты - в трехстах. И если что-то забыли сделать или не учли сразу, то быстро исправить было невозможно.

- А еще какие были сложности?

- У нас была сцена, когда в человека попала молния. И пастухи по своей дедовской традиции закопали его в землю, оставив только руки и голову. Так он дожидался приезда доктора.

Так вот, когда мы выбрали место, где было решено закапывать, проверили землю и убедились, что она мягкая. Но когда стали готовиться к съемкам, обнаружилось вдруг, что мягок только верхний слой - сантиметров десять. А все остальное - горная порода. Промучились день, вечер, ночь, чтобы выкопать яму. Съемки были очень сложные по свету, ночные, с одного дубля не получалось. Актер проявил адское терпение и героизм.

- Наверное, это совсем молодой актер. Не каждая звезда ведь позволит так издеваться над собой.

- Тяжело на съемках было всем. Климат там очень суровый. Днем жара, а ночью очень холодно. А ночных съемок было очень много.

В августе на Тянь-Шане появился снег. И хотя внизу днем еще было под сорок, местные говорили, что через две недели снег будет лежать везде. Поверить в это было невозможно, но в сентябре пошел снег. А у нас актриса снимается в одном сарафане!

- Я уже читала отзывы на «Дикое поле». Пишут, что фильм элитарный, арт-хаусный.

- Ценности, о которых идет речь, понятны всем, они - общечеловеческие. Это фильм о любви и о преданности своему призванию.

Беседовала Зинаида АРСЕНЬЕВА

↑ Наверх