Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Даже звезды пострадают от финансового кризиса

Ассоциация кино- и телепродюсеров рекомендовала урезать расходы на производство сериалов

Искусство и бизнес, коммерция и творчество - вечные темы. И «Вечёрка» не раз об этом писала. Но в последнее время вопрос о выживании учреждений и деятелей культуры обострился. В наисложнейшем положении находятся труженики кино. Ведь если живописец или писатель может позволить себе затвориться в башне из слоновой кости и писать «в стол» в надежде, что оценят будущие поколения, то с кино этот номер не пройдет. Создание фильма - не только творчество, но и сложнейшее производство, в котором задействована целая армия специалистов и рабочих.

Продюсер - тот человек, который организовывает весь съемочный процесс, не дает обратить все в хаос. Кроме того, именно продюсер находит деньги на все. В том числе и на зарплату звездам. В наше время уже нет таких крупных воротил продюсерского бизнеса, какими были Карло Понти или Дино ди Лаурентис.

Как правило, кино- и телережиссеры имеют дело с продюсерскими компаниями. В прошлом году, когда начался кризис, крупнейшие продюсеры российского телевидения объявили о создании организации, призванной защитить компании от банкротства в условиях мирового финансового кризиса. В Ассоциацию кино- и телепродюсеров (АКТ) вошли «Амедиа», «Леан-М», «Централ Партнершип», РВС, «Дирекция кино» и другие компании, что позволило новому объединению контролировать более 80 процентов рынка телесериалов.

Вчера в СМИ распространили информацию, которая наверняка сильно расстроила многих актеров, а также множество других, невидимых в кадре тружеников «фабрики грез». Вышеупомянутая ассоциация рекомендовала максимально сократить допустимые гонорары актерам, разбив их на семь категорий. Пострадают даже звезды самой крупной величины вроде Сергея Безрукова или Константина Хабенского. Потолок расценок, который собираются установить, - 82,2 тысячи рублей за один съемочный день. Вроде бы неплохо, скажет, быть может, неискушенный телезритель, который столько зарабатывает за несколько месяцев. Но эти актеры до кризиса получали примерно в 3 - 3,5 раза больше!

Для чего уважаемая ассоциация рекомендует своим членам принять драконовские меры? Да для того, чтобы не допустить банкротства телекомпаний. «Телеканалы сократили закупочные цены на сериалы почти в два раза», - объясняет генпродюсер компании «Леан-М» Тимур Вайнштейн.

«Если в прошлом году мы продавали сериал «Общая терапия» по 280 тысяч долларов за серию, то продолжение сериала мы продали уже за 135 тысяч долларов за серию», - отмечает глава «Амедиа» Александр Акопов.

А что думают по этому поводу режиссеры? По мнению Федора Бондарчука, продюсеры должны были установить рекомендованный уровень цен для всех участников съемочной группы еще до кризиса. «Цены были, безусловно, завышены. Но сейчас в их снижении нет смысла, потому что в кризис новых кинопроектов практически не запускается и у актеров и так нет работы», - говорит он.

Если дело пойдет так дальше, не случится ли в России забастовки актеров или, скажем, сценаристов? Помнится, в США подобные забастовки проводились Гильдией сценаристов не раз, и одна из них была столь серьезной и длительной, что телекомпании от беды изобрели реалити-шоу (которые не требовали абсолютно никаких затрат ни на актеров, ни на сценаристов).

Хотя, если честно, уровень многих телесериалов последних лет не многим отличается от реалити-шоу самого низкого пошиба. Возможно, стоит выпускать меньше сериалов, но более качественных? Вот и выйдет экономия.

Подготовили Алексей ШМЕЛЕВ и Иннокентий ВНЕШНИЙ

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх