Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Сколько букетов нести в гости?

Иван Арцишевский предлагает петербуржцам освоить правила современного этикета

Этикет у нас порой ассоциируется не то с туго застегнутым воротничком и жесточайшей дисциплиной, не то с напудренными париками и Марлезонским балетом. Но иногда нам все-таки искренне становится интересно: кто кому подает руку при встрече? Допустимо ли курение в присутствии дамы? Какие виды салфеток используются за столом? И мы даже понимаем, что если нам хочется иметь «товарный вид», то этикет послужит нам этикеткой - на ней будет означено наше качество.

Вот как раз для таких людей, осознавших прелесть традиции, и вышла книга «Современный этикет. Мастер-класс Ивана Арцишевского».

Каждому выпускнику подарят инструкцию

Иван Арцишевский - основатель и президент Центра современного этикета «Европейский формат», представитель в России Ассоциации членов семьи Романовых. Кроме этого, на радио «Эхо Москвы в Петербурге» он вел передачу «Современный этикет».

В сущности, текст книги и есть сборник расшифровок этих передач. Книжка совсем невелика - это скорее брошюра. Но от этого она не менее любопытна.

Мы тоже прониклись любопытством и встретились с Иваном Арцишевским на презентации в «Книжном клубе» на Австрийской площади. Вид собравшихся являл собой глубочайшую преданность делу этикета и «вежества». Тут словно происходила не презентация брошюры, а по меньшей мере слет дворянского собрания.

- Меня безусловно радует интерес к моим передачам и книге, - поделился Иван Сергеевич. - Потому что когда совсем уж бывает грустно смотреть, как вокруг обстоят дела, приятно вспомнить, что есть вы - мирная армия людей, которым этикет интересен. Пока вы есть, мы все еще живы.

В рамках программы «Культурная столица», которую спланировал комитет по культуре, книгу задумано подарить каждому выпускнику в этом году.

- Потому что начинать надо, конечно, с молодежи, - подчеркнул автор книги. - И тогда, может быть, нам удастся вернуть то отношение к жителям нашего города, к ленинградцам, которое было во всем Советском Союзе.

А ведь начиналось все, оказывается, курьезным образом. В архиве хранится первая инструкция советского наркомата иностранных дел от 1923 года - об этикете дипломатов. Они ходили в посольства в сапогах и косоворотках и звали всех «товарищами». Итальянский посол высказал Ленину свое негодование. Сапоги и косоворотки предписали снять. Но дамам, женам наших дипломатов, положено было иметь только одно платье. Потому что больше - это уже буржуйство. В инструкции прямо так и написано.

И к президенту, и к дворнику надо относиться одинаково

- В США тоже было забавно. Американский этикет возник, когда Джефферсон купил в Париже тоненькую книжечку на французском языке и, пока плыл через Атлантику, перевел ее. Он не так хорошо знал французский, и этикет у него получился американский. «100 правил Джефферсона» - это то, что научило американцев обращаться друг к другу «сэр», не подразумевая при этом, что другой - хозяин, а своих президентов называть Джоном, Питом и так далее. Это здорово. Мне близка мысль о том, что и к президенту, и к дворнику надо относиться одинаково, видя в них людей, а не должности.

Видите, как далеко мы ушли от простого «умения держать вилку»? Это целая философия. И главный ее постулат в том, что этикет прежде всего - ситуативен. Я, знаете, иногда люблю провоцировать слушателей таким вопросом: кто первый подает руку? Ну, некоторые предполагают, что мужчина. Но, как правило, все говорят «женщина». Тогда я преувеличиваю: вот женщина идет на прием к президенту. И по этому правилу, она первая подает президенту руку и говорит: «Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич!» Все тут же возражают мне: «Не-ет!»

Вот так и получается. Правила не всегда работают. Даже более того: невозможно создать незыблемые правила. Незыблемое правило в этикете - только одно: это уважение к достоинству другого человека. И на мой взгляд, мы сегодня это понимание теряем.

Про цветы и тапочки

Автор закончил речь и предложил задавать вопросы. Поднялся пожилой джентльмен с красивой лакированной тростью и сказал:

- Господа, я давно знаю Ивана Сергеевича. Позвольте несколько замечаний! Во-первых, идя в гости с цветами для хозяйки, следует припомнить, нет ли в доме более старшей женщины - матери или бабушки. Если есть, нужно озаботиться цветами и для нее.

- Понимаете, - объяснил Арцишевский, - мы же не можем ходить в гости, как передвижной цветочный магазин. Достаточно принести цветы только старшей даме.

- М-да... И последнее. Вот мы приходим в гости в уличной обуви, и создается неловкая ситуация.

- Тапочки? - предположил Арцишевский.

- Предлагать снимать обувь - глупо. Получается, полы дороже гостей. Я лично всегда беру с собой штиблеты и надеваю их перед входом в дом. Это очень удобно.

- Да, нигде в мире ботинки не снимают, кроме как в России. Но после такой грязи, как у нас, войти в дом неудобно. Поэтому тапочки допустимы. А то, что вы надели штиблеты, - я же не знаю об этом. Ведь вы не скажете мне: «А я уже переобулся!»

Поднялась величавая дама и заявила:

- Когда я бываю в Париже, раза три в году, - я вообще не думаю там о сменной обуви! Там достаточно чистые тротуары. И входить с пакетом в дом неприлично.

Поднялся еще один господин с горящими глазами и заявил, что прежде всего совершенно безотлагательно надо возрождать офицерскую честь, а все остальное приложится. И он не понимает, почему Иван Сергеевич не ввел эту тему в первую же свою книжку...

Опять встала дама и сказала:

- Иван Сергеевич, я 20 лет занимаюсь этикетом...

- Всего-то? - иронически воскликнул со своего места джентльмен с тростью.

Я тихо сидел в углу и думал о том, как же все-таки это точно - по поводу одного-единственного незыблемого правила. Остальное приложится.

Между тем

Абрамовича в Лондоне еще никто не приглашал к себе

«Из-за таких вещей сейчас нас неважно воспринимают в Европе. Абрамовича в Лондоне, насколько я знаю, еще никто не приглашал к себе в гости домой. Или вот я катался на пароходике по Сене. Там были наши и другие иностранцы. Все веселились, но почему-то только у русских получилось разгромить пароходик. Потом все наперегонки рванули на выход, я спрашиваю у одной: ты из какой деревни? Она говорит: я не из деревни, я из Москвы!

Так что этикет - это не умение пользоваться правильными вилочками. Это то большое, что надо возвращать в наши умы. Это основа создания гражданского общества в нашей стране. И конечно, начинать надо с Петербурга».

Федор Дубшан

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх