Метрополитен — транспорт, но местами?
Поэтому в поездах звуковая реклама запрещена, а на эскалаторах она звучит
По всей стране Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России начинает борьбу со звуковой рекламой на транспорте. Посодействовал же ей в этом вопросе Высший арбитражный суд РФ, который, рассматривая жалобу жителей Новосибирска, создал прецедент, позволивший ФАС штрафовать рекламные компании, нарушающие общественное спокойствие в салонах наземного транспорта. С объявлениями на эскалаторах метрополитена вопрос открыт.
Этот спор стал возможен из-за того, что положение Федерального закона «О рекламе», регламентирующее эти вопросы, звучит достаточно размыто: «Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается».
Как видим, формулировка насквозь пропитана духом юридического крючкотворства. В результате после принятия этого закона каждая сторона понимает эту фразу так, как выгодно ей. Рекламщики долго считали, что эта формулировка касается только того, что звучит снаружи машины. Она якобы направлена на обеспечение безопасности дорожного движения, а про звуки внутри салонов автобусов, троллейбусов и трамваев в нормативном акте ничего не сказано - лишь бы они водителя не отвлекали. Но теперь аудиорекламщики всей страны должны убрать звук из салонов общественного транспорта.
Как рассказали корреспонденту в Управлении ФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, специалисты этого ведомства на прошлой неделе провели проверку исполнения этого решения в Северной столице. И убедились, что в автобусах стало тихо. Однако в Петербурге есть другой мощный ресурс для аудиорекламы - метрополитен. На эскалаторах этого предприятия объявления о разного рода товарах и услугах не смолкают. И опять все дело в трактовке закона.
Как пояснили «Вечернему Петербургу» в УФАС, эскалаторы и фойе метрополитена транспортом не являются, поэтому здесь антимонопольное ведомство, являющееся органом исполнительной власти, бессильно - до тех пор, пока законодатели не внесут в действующие нормативы поправки.
Однако, как рассказал корреспонденту «ВП» руководитель юридической службы Союза потребителей России в Северо-Западном федеральном округе Евгений Садовский, по мнению юристов их организации, звуковой рекламы не должно быть и под землей. Ведь согласно правилам метрополитена, все их сооружения являются объектами транспортной инфраструктуры. То есть говорить, что поезда - транспорт, а фойе и эскалаторы - не транспорт, нельзя. Метрополитен - транспорт. А потом, шквал коммерческой информации отвлекает пассажиров. И они уже не слышат информационных объявлений, нацеленных на безопасность пользования подземкой.
«Чтобы решить этот вопрос в пользу любителей тишины, - говорит Евгений Садовский, - мы можем подать в суд иск о защите неопределенного круга лиц. Но на практике это возможно только после того, как хотя бы один потребитель услуг метрополитена подаст жалобу».
В Петербурге таких рьяных пассажиров, как в Новосибирске, пока не нашлось.
Михаил ТЕЛЕХОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов