Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Малыши болеют в яслях... из-за правил без-опасности!

Нашей малышке сейчас 2,5 годика. Умница, красавица - разве что не комсомолка. Но в два годика, согласитесь, это еще рановато. Была она у нас и спортсменкой - увы, до недавнего времени. Потому что все ее спортивные занятия - как и само здоровье - полетели кувырком в тот самый момент, как мама вынуждена была отдать ее в садик.

Скользящий график

Впрочем, поначалу мы радовались: учитывая очередь в садики в Приморском районе, можно было считать большой удачей, что нам вообще досталось место, да еще и недалеко от дома. Ведь теперь малышка могла влиться в дружный детский коллектив и расти дальше на радость себе и нам, взрослым. Тем более что и садик, и воспитатели нам очень понравились. Малышка к воспитателям просто липла - никаких криков при сборах в садик, при сдаче ребенка в группу.

Однако уже через неделю здоровый до того ребенок стал сопеть носом, поднялась температура - и две недели маме пришлось провести дома. С работой, на которую ее взяли с испытательным сроком, пришлось проститься. Потом дочка еще трижды находила работу - честно предупреждая, что она молодая мама, - но все с тем же результатом. Неделя в офисе - две на больничном по уходу за ребенком. Какому начальнику такое понравится!

Впрочем, и дочка, и я еще надеялись, что все это трудности адаптации. Что ребенок привыкнет к микросреде в садике, перестанет болеть так часто - и можно будет наконец-то подумать о нормальном трудоустройстве.

С тех пор прошло уже полгода. График остался прежним: три дня садик - неделя дома, неделя садик - две-три недели дома. Пошли осложнения, лечить которые становилось все труднее. И тут-то я, как ответственная бабушка, решила выяснить, в чем причина. Ведь до садика у ребенка проблем не было. Мини-расследование привело к неожиданному выводу: сама система содержания ребенка в ясельной группе детского садика... запрограммирована на то, чтобы он болел.

Коек меньше, чем детей

Садик наш старой постройки, здание какого-то югославского варианта: в спальне две стены - сплошные окна со щелями в руку величиной. Знаю об этом не понаслышке, так как утепляли мы их с другими родителями собственноручно. В конце августа каждая семья должна была поставить одного взрослого, который в течение 3 - 4 часов занимался следующим: брал старый ватный матрас, драл его на полосы и замачивал эти полосы в ведре. Потом тщательно выжимал, складывал в жгуты толщиной сантиметров по семь - и тщательно запихивал во все оконные щели. Считалось, что, когда ватин высохнет, он приобретет прежний объем и будет препятствовать проникновению холода в спальню.

Наверное, в итоге так и произошло. Однако как раз в сентябре настали холодные дни, и ватин в сжатом состоянии сох достаточно долго (хорошо, если без плесени обошлось). Так что все время, пока он не высох, в спальне было сыро и довольно холодно. Тогда-то и появились первые заболевшие.

Впрочем, в ясельной группе явно были к этому готовы. Состав группы - 25 человек, кроваток - около полутора десятков. Все явно рассчитано на заведомое отсутствие части группы.

Шкафчиков в раздевалке тоже оказалось много меньше списочного состава детей. Как нам объяснили, право на шкафчик надо было заслужить хорошим поведением мам, пап и их наследников. Нам повезло: «наш» шкафчик оказался постоянным. Только толку-то: все равно львиное время он свободен - как и шкафчики других малышей.

Ледяные ручки, ледяные попы

Но гораздо хуже оказались условия соблюдения личной гигиены. Каждого малыша перед ясельками уже пытались приучить к горшку. Мы - вполне успешно: проблема мокрых колготок не стояла уже давно. Девочка сама стабильно следила за собой, вовремя просилась на горшок и всегда мыла после него ручки. Однако сразу же после того, как она пошла в садик, начались неприятности - вплоть до криков при попытке усадить на горшок. Уж извините за такие подробности.

Оказалось, что в ясельной группе малышей до сих пор - как и в советские времена - сажают на металлические горшки. Причем перед сном - как минимум на полчаса, перед этим крепко проветрив туалетную комнату. А за окном, как вы понимаете, отнюдь не тропики. Естественно, возникает условный рефлекс: горшок - нечто крайне холодное и неприятное, греть его своим телом - мало радости. Лучше сделать в штаны, чем так мучиться. Но ладно бы только рефлекс! Ледяной металл под попой - лучшее средство для насморка!

Дальше - больше. Оказывается, мыть руки детям в ясельной группе дают только... холодной водой. Теплую включать не хотят якобы по причине соблюдения правил безопасности. Мол, малыш может открыть «горячий» кран и ошпариться.

Таким образом, получается: только мы вылечим нашу малышку дома, как тут же в яслях она попадает в экстремальные условия: ручки после мытья - неизбежно ледяные, ножки и попа после горшка - тоже. Спросите у любого врача, что делать, чтобы ребенок не болел. Ответ будет: закалять, но руки и ноги держать в тепле.

Увы, в условиях наших ясель выполнить подобные рекомендации просто невозможно.

Правила - но не для всех?

В ответ на наши претензии в садике нам заявили: и рады бы что-то изменить, но не можем. Таковы требования санитарных служб, запрещающих использование более комфортных пластмассовых горшков и теплой воды для мытья рук.

Перед тем как отправить письмо в редакцию, я попыталась обзвонить ряд садиков и узнать, так ли это. В государственных со мною на эту тему разговаривать отказывались, выяснив, что наш ребенок числится в другом саду. Зато владельцы частных садиков охотно давали исчерпывающую информацию. Обзвонив около десяти таких садиков, я выяснила: ни в одном нет металлических горшков, стоят или пластмассовые, или специальные крохотные унитазики с деревянными сиденьями. Во всех дают мыть руки теплой водой. Во всех число кроваток соответствует количеству детей.

Правда, стоимость пребывания в таких садиках для нас - запредельная. Если приносить свою еду - не меньше 12 тысяч в месяц. Если с «местным» питанием - от 18 тысяч. Максимум, на который я наткнулась, - 24 тысячи рублей. Плюс во всех - единовременный взнос в размере месячной оплаты «на благотворительность». Для нашей семьи это неподъемные деньги.

В свое время, когда мои дети были маленькими, я сталкивалась с теми же проблемами и вынуждена была забрать малышей из садика. Меня тогда выручили две бабушки, которые согласились сидеть с внуками. Но я-то работаю!

Вот в связи со всем этим у меня и возникает вопрос. Государство в целом и городское правительство в частности тратят на содержание детских садов громадные деньги. Внедряют современные методики, сберегающие здоровье технологии, которые давно признаны не только в России, но и за рубежом, - утверждаю это как педагог со стажем. Однако одним из результатов всех этих усилий является... подорванное здоровье десятков тысяч детей и невозможность трудоустройства для большинства их мам.

Неужели нельзя ничего сделать, чтобы изменить ситуацию?

Валентина Ивановна Петрова, бабушка и по совместительству учитель истории

 

От редакции. По просьбе нашей читательницы мы изменили ее имя и фамилию и не указываем номер садика, так как она опасается негативных последствий для своей дочери и ее ребенка. Однако считаем, что факты, изложенные в письме, требуют не только проверки, но и незамедлительной реакции. Надеемся, наши читатели дополнят эти сведения фактами из жизни собственных детей и внуков.

Сделать это можно по телефонам 334-35-64 и 983-04-07.

Адресуем поставленные нашей читательницей вопросы в комитет по образованию и ждем компетентного ответа.

 

↑ Наверх