Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Онегин пошел по рукам

Корреспондент «Вечёрки» посетил премьеру Эйфмана

Средь бурных волн и грозной тьмы всемирного кризиса, когда деятели искусства хором жалуются на острую нехватку материальных ресурсов, Борис Эйфман показал 3 марта на сцене Александринки полнокровную премьеру двухактного балета «Онегинъ. Online».

Кстати, один из переводов последнего нерусского слова как раз и значит: «пойти по рукам» или «попасть на конвейер».

Борис Яковлевич словно вернулся к самому себе эпохи 1990-х годов. Сценическое действо не организовано, хореография невразумительна, кордебалет мечется от флангов к центру, порой сотрясая воздух невразумительными криками. Не лучше и солисты - та же бессмысленная беготня плюс дешевый наигрыш. Олег Габышев, известный по роли Треплева в «Чайке», а ныне явившийся публике в роли Онегина, - типичный тому пример. Особенно в стычке с Ленским, которая заканчивается бандитской поножовщиной (вот чем обернулась драматическая дуэль на пистолетах Лепажа). «Лишний человек» пропарывает ножом живот своему другу Ленскому (Дмитрий Фишер), а затем, чуть отступив влево, картинно ужасается содеянному.

Как бы то ни было, мужские образы получились в трактовке Эйфмана выразительнее, чем женские. Татьяне (Мария Абашова) досталось не много интересных сцен. Вне конкуренции, конечно, - воплощенный на сцене страшный сон Татьяны, полный фрейдистских символов.

Декорации, созданные Зиновием Марголиным, вполне ничего себе - трансформирующаяся конструкция, которая легко принимает то вид моста, то набережной...

Зато свет (работы самого Б. Я.) - сер и темен. Музыка - нарезка из Петра Ильича пополам с группой «Автограф». Оставляет желать...

Сохраняя ученый вид знатока, хореограф всегда ухитрялся «коснуться до всего слегка». Достоевский, Толстой, Чехов... И ничего, зрители потребляли с удовольствием. Только вот с Пушкиным не вышло.

Впрочем, петербургская публика теперь долго не увидит героев Пушкина, которых по воле хореографа кривая да нелегкая занесла в Россию начала 90-х годов XX века. Спектакль будут обкатывать на гастролях в Америке.

Алексей ГОСУДАРЕВ, фото Антона САЗОНОВА

↑ Наверх