Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

Фантазии для примадонны

Ради уникальной актрисы Татьяны Пилецкой в «Балтдоме» выпускают «Игру воображения» Питера Шеффера - 22 и 23 марта, на Малой сцене.

Действия оконфузившейся (в связи с попыткой незаконного увольнения актерской труппы) администрации Театра-фестиваля «Балтийский дом» можно назвать стратегически безупречными. Один из главных упреков, предъявлявшихся театру, - приглашение звезд со стороны в коммерческих целях и забвение собственных мастеров. Так вот ведь, глядите, ближайшая премьера затеяна исключительно для того, чтобы Татьяна Львовна Пилецкая нацарствовалась на сцене вдоволь, - на Малой, правда, сцене, но все же. Словом, не было счастья, да несчастье помогло. В последний раз Пилецкая играла на сцене родного театра, кажется, в спектакле Анатолия Праудина «Три товарища» - изумительно, тонко, умно, но досадно маленькую роль. Теперь же роль у нее такая обширная, что дай бог сдюжить.

Дело в том, что драматург англичанин Питер Шеффер кроме серьезных драм вроде весьма популярных «Эквуса» и «Амадея» писал еще и безделки - исключительно для того, чтоб актеры наигрались всласть - друг с другом и со зрителем. Правда, у российских актеров с чистой, не перегруженной смыслами игрой как раз проблемы - вот в БДТ, например, полностью провалили шефферовскую «Черную комедию», где весь комизм закручен вокруг элементарной технической неисправности: отключенного света. Там в нужной форме - один Изиль Захарович Заблудовский, из мастеров-старожилов товстоноговского призыва. В «Игре воображения» ситуация чуть более концептуальна, но все же главное в ней - игра актерская. Речь в пьесе - о необычном экскурсоводе. Некая Летиция Дуффе, дочь французского прохвоста и выдающейся англий-ской актрисы с характером авантюристки, которая оставила ей в наследство только склад бутафории, работает экскурсоводом в скучнейшем из английских музеев - особняке неких Фустьенов. Вместо того чтобы грузить туристов нудной информацией, которой ее снабдили в Обществе охраны памятников, Летиция развлекает их небылицами из жизни великосветских особ всех веков. И делает это так увлекательно, что тарелка «для благодарности» всегда переполнена до краев. Однако находятся и недоброжелатели, поэтому вскоре фантазерка оказывается на ковре у суровой чиновницы. Вся пьеса - борьба двух героинь, двух сознаний, двух подходов к жизни: стандартного и уникального, блеклого и яркого, пассивного и активного, обывательского и творческого. Но интрига в том, что и чиновница оказывается не безнадежной в плане таланта преобразования реальности. Но для того чтобы способности обеих дам реализовались в полную силу, потребуются радикальные меры, вплоть до кровопролития.

Вы, конечно, думаете, что Татьяна Пилецкая взялась за роль чиновницы, а азартного экскурсовода оставила Регине Лялейките. Ничего подобного. Пилецкая при поддержке режиссера Аркадия Гевондова появится на сцене именно Летицией Дуффе. И будет с помощью собственного театрального дара учить жизни молодую номенклатурщицу Регины Лялейките (расклад при ближайшем рассмотрении кажется очень правильным). Ну а когда дойдет дело до крови, на сцене появится еще и адвокат Андрея Тенетко. Причем сама Пилецкая уверяет, что это едва ли не самая интересная роль в ее жизни.

Фото: Юрия Богатырева
↑ Наверх