Алексей Мишин в мишек не стреляет
легендарный тренер живет по собственной системе
8 марта всякие подарки и гостинцы получают не только представительницы прекрасной половины человечества. Например, знаменитого тренера по фигурному катанию Алексея Мишина к этой «прекрасной половине» - несмотря на всю изысканность и красоту ледовых постановок - никак не отнесешь. Но Алексея Николаевича в этот день поздравляют всегда. С днем рождения поздравляют!
В ближайшее воскресенье у Алексея Мишина и вовсе будет юбилей - ему исполнится 60 лет. Мы тут в «Вечёрке» даже пригорюнились немного: поздравлять, тем паче по такому случаю, заранее - как-то не принято. Да только Мишин, словно предвидя такую неловкость, сам на днях пришел в гости в Балтийское информационное агентство (БИА). «Поговорим лучше о жизни, а не о фигурном катании», - предложил за чашкой чая знаменитый тренер, воспитавший олимпийских чемпионов Алексея Урманова, Алексея Ягудина и Евгения Плющенко. И вот что интересного он рассказал.
О пути в фигурное катание
Мои первые коньки мне сестра подарила: рассчитывала «снять» меня, хулиганчика, с крыш и заборов. Не тут-то было. Жили мы на углу Загородного проспекта и Рузовской улицы, на которую с Обводного канала поворачивали грузовики. И я удумал: прицеплял к грузовику веревку и катил, освоив таким способом гигантские шаги - основу фигурного катания. Но однажды, когда я так ехал, ехал, кайфовал, шофер затормозил, выскочил из кабины, схватил меня за коньки и стал трясти вниз головой. В общем, с таким вот «фигурным катанием» я завязал.
О детстве...
В эвакуации в Ульяновске я ел оладьи из картофельных очисток. У меня был рахит. Я до трех лет питался материнским молоком и вообще не говорил, только мычал. Один остроумный приятель нашел этому объяснение: мол, Мишин, хитрый парень, ждал, кто победит в войне, чтобы заговорить либо на русском, либо на немецком языке.
...Я с ужасом вспоминаю те времена. Тогда все шпионили друг за другом. Отец рассказывал: в Смоленске, когда город оккупировали фрицы, муж его сестры помог какому-то немецкому солдату починить радиоприемник. Свояка с женой едва не посадили. В Нахимовском училище в Тбилиси, где преподавал мой папа, в ящике с книгами, который пылился у входа в нашу квартиру, завалялась монография «врага народа» Блюхера. Моего отца арестовали. Но товарищи спасли. А я надолго стал «невыездным»: ходил в Октябрьское отделение УКГБ к Николаю Патрушеву и просил выпустить меня за границу - на соревнования и тренерские семинары. Жуть какая!
...И о современном кризисе
В общем, по сравнению с далекими советскими годами россияне живут хорошо. Даже замечательно живут. А кризис? Этот кризис я воспринимаю специфически. В кризисе есть благотворный момент. Один знакомый бизнесмен недавно уволил пятьсот работяг. Что ж, если некую работу могут выполнять на пятьсот человек меньше, то это нормально. И то, что многие банкиры отказались от каждодневных покупок для офисов свежих цветов, тоже здорово. Жаль только, в Питере много людей в помойках ковыряются: накормить бы их всех да одеть...
Как кризис отразится на фигурном катании? Надеюсь, он поможет возродить традиции российского меценатства. Фигурное катание нуждается в финансах. Ведь в Питере зарплаты тренеров очень скромны: даже наставники с мировым именем получают оклады на уровне водопроводчика-пенсионера, который трудится в «Юбилейном».
О том, кто такой Мишин
Многие питерские и российские специалисты обучают иностранных фигуристов. Я не вижу в этом ничего зазорного: работая со спортсменом-звездой, наставник не только отдает, но и берет. Благо на Западе, к примеру, давно отказались от группового бардака, «колхозов», «партийных собраний» - характерных черт советской тренировочной системы. Нынче в мире подготовка фигуристов строится на принципах индивидуальных уроков. Это мы по-прежнему в группе их учим.
Президент французской федерации фигурного катания Дидье Гайаге предложил мне работать с Брианом Жубером. Я давал уроки швейцарцам Стефану Ламбьелю и Саре Мейер, бельгийцу Кевину ван дер Перрену, итальянке Каролине Костнер. От Новой Зеландии до Канады фигуристы применяли упражнения «от Мишина». Но не все они мои усилия адекватно оценивали. Одна наставница из США приехала в Германию к немецкому специалисту - не хочу называть его имя. Посмотрела на занятия, которые он вел, и сказала: «О, вы тоже работаете по системе Мишина». А он ей: «Мишин? А кто такой Мишин? Я практикую только по своей системе».
О «хитростях» российских тренеров
Недавно я объяснял министру спорта России Виталию Мутко и председателю питерского спорткомитета Вячеславу Чазову, что спортшколы пора реорганизовывать: пора вводить системы индивидуальной подготовки. Пока я на своих занятиях как раненый красногвардеец бегаю - там зашью рану, здесь кровотечение остановлю, - толку не будет. Так мы никогда не догоним ушедших далеко вперед ведущих фигуристов мира. Впрочем, на Западе наших тренеров не только ценят, но и опасаются.
...Мы с женой (Татьяной Мишиной. - Прим. ред.) любим Финляндию. Но тамошние комментаторы соревнований по фигурному катанию подозревают наших тренеров в «нечистой игре». Вот свежий пример: на первенстве Европы в Хельсинки, которое состоялось в январе, наша с Татьяной Николаевной воспитанница Катарина Гербольдт каталась с жутким гайморитом. Кате пробили носовую пазуху, установили трубку, через которую спортсменка заливала препарат. И финны посчитали: дескать, эти русские пошли на хитрость, дабы девушка могла набрать побольше воздуха.
Об учениках
Евгений Плющенко возобновил тренировки. Но сказать, что он точно вернулся, еще не могу. Артур Гачинский возмужал: на недавнем чемпионате России был одним из лучших в короткой и произвольной программах, а на юношеском первенстве страны-2009 завоевал серебро в борьбе с мальчиками, которые были старше его на два-три года. Расцвет Катарины Гербольдт - ее женственности, обаяния, здоровья - наступит через год: по причинам, которые я не раскрою. Но на чемпионате Европы в Финляндии Катя доказала, что российские женщины могут не только укладывать шпалы на Восточно-Сибирской железной дороге, а еще и здорово кататься на коньках.
О вкусной «нездоровой» пище
Я получаю удовольствие от вкусной и хорошей пищи. И часто ем не потому, что голоден, а потому, что люблю кушать. Сам готовлю. Например, уху.
Рыбачить тоже обожаю. Я большой любитель жареных и маринованных миног. Мы с приятелями ставим верши самодельные, ловим миног, потом бросаем их живыми в миску с мукой, в которой они сами и «обмазываются». А оттуда - на раскаленную сковородку. Это, наверное, живодерство. Но надо же рыб как-то умерщвлять. Когда миноги поджарятся, мы кладем их в маринад с корицей и гвоздикой, уксусом и перцем - и кушаем. Ух, пальчики оближешь. А мой сосед по даче - егерь - приглашает меня на охоту: на медведя ходить. Я отказываюсь. Объясняю: в лес пойти могу, но мишку никогда не застрелю.
Записал Владислав ПАНФИЛОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
«Вечёрка» поздравляет Алексея Мишина с 60-летием и желает уважаемому юбиляру новых творческих высот и, конечно, здоровья и счастья!
Важно: Правила перепоста материалов