Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Ветеранам сцены устроили сцену

В октябре минувшего года в «Вечернем Петербурге» вышла статья «Лепнина падает, а деньги лежат и дешевеют». В ней говорилось о проблемах Дома ветеранов сцены им. Савиной (ДВС).

После публикации комитетом по соцзащите в дом была направлена комиссия, которая провела осмотр. Составленная после этого справка была отправлена в Союз театральных деятелей (СТД). Вскоре последовала и реакция союза, создавшего комиссию по проверке финансово-хозяйственной деятельности в Доме ветеранов.

3 марта в Доме ветеранов состоялось собрание, на котором представители СТД озвучили результаты своей проверки, а совет ветеранов - свои требования и жалобы. Картины, нарисованные обеими сторонами, выглядели диаметрально противоположно.

Корреспондент «ВП»,  автор статьи, в которой, по словам представителей СТД, «не было ни слова правды», присутствовала на собрании и выслушала обе стороны. 

Как стало ясно, в Доме ветеранов сцены существует две взаимосвязанные проблемы: одна касается быта ветеранов и ухода за ними, а вторая - реконструкции исторического здания, являющегося памятником архитектуры федерального значения.

Президент - не указ?

Напомним историю, связанную с реставрацией дома. В 2006 году руководство СТД и директор ДВС решили продать часть земли, принадлежащей ДВС, чтобы на вырученные деньги провести капитальный ремонт. Других средств на ремонт дома у СТД не нашлось. Покупатель - «Система-Галс» - собирался вырубить часть старинного парка, заложенного еще при Петре I, чтобы на освободившемся месте построить то ли доходные дома, то ли коммерческие развлекательные заведения. Совет ветеранов во главе с председателем Диной Кальченко в поисках защиты и справедливости обратился с письмом к Владимиру Путину, тогда президенту РФ. Письмо дошло до адресата. Владимир Путин запретил продавать землю и обязал компанию «Система-Галс» выделить ДВС 5 млн. долларов на реставрацию. Было это 25 октября 2006 года. С тех пор прошло два с половиной года, но реставрация так и не началась. Совет ветеранов, взволнованный тем, что время проходит, деньги лежат на счету, а реконструкция все не начинается, обратился осенью в нашу газету, чтобы привлечь внимание общественности. Ветераны считают, что они вправе знать, как расходуются деньги, какая сумма потрачена и сколько осталось на счету.

Посмотрели бы вы, как живут в других домах престарелых!

Кроме реставрации ветеранов тревожат еще и бытовые вопросы. Большинство проживающих в ДВС ветеранов недовольны тем, как организован их быт.

А вот председатель соцбыткомиссии СТД Владимир Макаров довольно гневно отреагировал на выступления стариков:

- Должна же быть у вас совесть! Можно подумать, что у Союза театральных деятелей есть только Дом ветеранов и больше ничего! Посмотрели бы вы, как живут в других домах престарелых! Как живут знаменитые режиссеры на Дальнем Востоке, а мы можем в помощь им послать всего лишь по 2 - 3 тысячи рублей! Не надо создавать конфронтацию и все время требовать, давайте объединимся и поможем директору.

Нам предлагают носить воду в кастрюльках, чтобы мыть посуду

О том, что именно не устраивает ветеранов и каковы их требования к СТД и дирекции, сообщалось в докладе председателя совета ветеранов Дины Кальченко:

- На первый взгляд, меню у нас просто шикарное - до 30 наименований! Но уже со второго взгляда становится ясно, что в большинстве своем это готовая магазинная продукция. На нашей кухне изо дня в день и из года в год готовят одни и те же блюда. Очень трудно добиться, чтобы повара самостоятельно готовили хотя бы такие простейшие блюда, как блинчики. Нет, покупают перемороженные полуфабрикаты, несмотря на то что стоят они значительно дороже. На питание в день нам выделяется 107 рублей - это деньги, которые дает нам город, а те 90 рублей, которые давал СТД, исчезли.

Вот уже много лет нет горячей воды в комнатах второго этажа. Нам предлагают носить воду в кастрюльках, чтобы мыть посуду.

Много жалоб поступает на организацию медицинского обслуживания. В выходные дни и в праздники нет дежурных врачей.

У меня хранится целая стопка жалоб от ветеранов, которые просят директора вернуть им их деньги, но директор не возвращает. Конечно, ни я, ни другие люди в здравом уме не отдали бы свои деньги, но есть старики, которые уже плохо соображают, они отдают деньги и не могут получить их обратно. С этой пачкой заявлений я собираюсь идти в прокуратуру.

Но в первую очередь нас волнует то, что до сих пор не начинается реконструкция дома и не готова проектно-сметная документация. Мы не знаем, сколько денег осталось от тех 132 млн. рублей, которые положили на счет 2,5 года назад. В договоре с ветеранами сказано, что если мы считаем, что дом не выполняет обязательств, обозначенных в нем, то любой ветеран может прийти и ознакомиться с документацией. Мы не просим отчитаться перед нами за бюджет, мы только хотим знать, что происходит с деньгами, которые мы принесли в дом. Директор не показывает нам документы. Но на собрании сказал, что было снято около 50 млн. рублей и осталось не более 90 млн. На что эти деньги - треть суммы - были потрачены? Мы имеем право это знать.

Еще нас беспокоит, что дом разрушается не только снаружи, но и внутри. В уставе ДВС существует квота на принятие в дом людей, которые не являются членами СТД, эта квота нарушается, сейчас сюда приняты на коммерческих условиях более 30% живущих. Исчезает творческая атмосфера, присущая этому месту, у нас стали частым явлением ругань, крики, мат и даже драки. Мы боимся, что если так пойдет дальше, то вскоре это будет не дом для актеров, как завещала Мария Гавриловна Савина, а просто городской приют. Существует некая фирма «Рента», куда можно позвонить, и они за 1 млн. 100 000 рублей обещают устроить кого угодно в ДВС. Мы сами туда звонили и разговаривали.

Не наша задача назначать или убирать директора, но в доме стало плохо жить, и СТД должен решить, что сделать, чтобы это изменилось.

Против премьер-министра не пойдешь

За комментариями «Вечёрка» обратилась к Андрею Панченко, заместителю председателя соцбыткомиссии СТД, который возглавил комиссию по проверке ДВС после нашей октябрьской статьи. В выступлении перед ветеранами Панченко заявил, что в результате проверки было установлено: в статье «Лепнина падает, а деньги лежат и дешевеют» нет ни слова правды.

- Вы говорите, что в статье написана неправда и в Савинском корпусе не живут бомжи, но я их видела!

- Это не бомжи, это рабочие, им полагается служебное жилье, иначе кто бы пошел сюда работать, здесь самый низкий в городе оклад.

- Андрей Маратович, если поднять голову, то мы увидим вон ту дыру в потолке и свисающий пласт штукатурки. Так значит, лепнина все же падает?

- Лепнина падает, совершенно верно, но для того чтобы она не падала, нужны деньги, а денег, которые выделены, мало, их хватит только на косметический ремонт, здесь же нужен капитальный. Когда СТД предлагал продать 2 гектара земли и оставить ДВС 4 гектара, это был единственный вариант, который позволил бы решить все проблемы. И денег бы хватило. Но ветераны, не разобравшись в ситуации, написали Путину. А президент наверху сидит, он ни в чем не разбирался, а заставил фирму «Система» из своего кармана вытащить 5 млн. долларов и отдать. Они отдали то, что их заставили, и сказали: больше к нам не лезьте, мы ни копейки не дадим.

- И какие же есть варианты?

- А СТД ищет инвесторов.

- И опять за счет продажи земли?

- Нет, теперь уже никто не пойдет против премьер-министра, а это намного сложнее, нужно найти огромные средства. У СТД таких денег нет. Сейчас идут переговоры с Минкультуры, с местными властями.

- Но раз у СТД нет денег для ДВС, то не лучше ли избавиться от этой обузы и передать его городу?

- А вы думаете, у города есть деньги? Матвиенко только говорит, что берет ДВС. А вы знаете, как живут местные дома? Посмотрите. Зайдите.

- Но мы же не будем равняться на худшее.

- А откуда возьмется лучшее, если в городе нет ни одного образцово-показательного дома? Для того чтобы Матвиенко здесь что-то сделала, ей надо найти в бюджете не меньше 50 млн. долларов, а таких свободных денег в городе нет. Сейчас губернатор снизила финансирование ДВС с 8 до 5 млн., а СТД увеличил до 15 млн.

- А на что идут эти деньги? Ведь 90 рублей на питание, которые давал СТД, были сняты...

- По одной и той же статье не может быть двойного финансирования. Была договоренность, по которой Матвиенко стала финансировать питание.

- Но было сказано, что это не на питание, а на улучшение питания. Это та же статья?

- Да, одна и та же, мы же не будем слушать ветеранов, которые в основном артисты и не понимают, что такое финансы. Здесь раз в месяц происходит витаминизация: мы заглянули в холодильники всех ветеранов, и в каждом лежит достаточное количество еды, даже икра есть. Конечно, совет ветеранов - молодцы, они помогают, но нельзя говорить, что дирекция ничего не делает.

- И все же сколько денег из президент-ских 5 млн. долларов, или 132 млн. рублей, потрачено на сегодня?

- Я составлял справку и могу сказать вам точно: потрачено на проектно-сметную документацию 13 млн. 260 тысяч рублей.

Они все врут!

На открытом собрании директор ДВС Лев Хазанович не ответил на обвинения ветеранов. На все вопросы, возникшие у них, он дал ответ корреспонденту «ВП» наедине.

- Почему нет горячей воды?

- Проблем с тем, чтобы искупаться, нет вообще, они выдуманные. Я, зная про плачевное состояние труб, в 2005 - 2006 годах в каждом корпусе построил душевую с бойлером, всего их 15, они работают круглосуточно, и вода есть в каждом корпусе. Две недели назад я получил заявление за подписями двадцати человек, что есть перебои с горячей водой, и мы начали еще тщательнее исследовать. Выводы такие: бесперебойной подаче горячей воды мешают слабое давление, которое нам дает город, и беспорядочное использование бойлеров. Ведь старики лезут к бойлерам, крутят краны, им не объяснить, что не надо делать это без инженеров. У нас котельная 1958 года рождения, таких больше просто нет в городе.

- Правда ли, что в праздники и выходные ветераны остаются без медицинского обслуживания?

- Ну а старики, которые сидят в своих квартирах? У них там тоже нет врачей. У нас круглосуточно дежурят медсестры.

- А правда ли, что больные не получают своевременного ухода и лекарств?

- Ничего такого нет, это вранье.

- Было сказано, что и в моей статье нет ни слова правды...

- Вы получили от ветеранов одностороннюю информацию. Вы пишете: «лепнина падает», это неправда. Все, что уже отпало, назад не прилепишь, а больше ничего не падает. Самый большой ущерб был нанесен строительством крыши на первом Савинском корпусе. В 2004 году там была сделана новая крыша. Эта крыша стоила 4 млн., а ущерб был нанесен на 10 млн. Рабочие отбили самую ценную лепнину. Дальше вы пишете: «а деньги лежат и дешевеют». Это смотря как считать. Ведь то, что оплачено, уже не подешевеет. То, что повысился доллар, - беда. Но зато стройматериалы упали в цене до 30 - 40%, металл и дерево стали дешевле на 70%, и рабочая сила подешевеет, так что только экономисты могут сказать, дешевеют деньги или нет.

- Ветеранов волнует, куда уходят деньги со счета.

- Деньги целевые и по договору могут быть потрачены только на комплексный капитальный ремонт ДВС.

- Но почему вы скрываете эти документы от совета ветеранов?

- Есть некая коммерческая тайна. Если я покажу им эти документы, то моя деятельность как директора прекратится: они будут ходить каждый час и требовать показать им документы с овощной базы и из булочной.

- И все же какая сумма была потрачена и сколько денег осталось на счету?

- Вы понимаете, в какое время мы живем, мне не нужно, чтобы вы написали в газете и все узнали, что я отвечаю за такую-то сумму. Это просто опасно.

- Но вы же не храните их в своем кабинете?

- Все равно, зачем кому-то знать точные цифры? У меня достаточно контролеров, но я не отказываюсь вам назвать цифры, просто я не могу держать их все в голове. Могу сказать точно, что на счету осталось не меньше 100 млн. рублей.

- А когда же будет готова проектно-сметная документация и почему так долго длится подготовительный процесс - 2,5 года?

- У нас сейчас нет только проекта наружной сети, потому что нет места для котельной, а в остальном проект готов. 2 апреля проект должны сдать на госэкспертизу. Окончательный срок сдачи проекта - 15 июня 2009 года. Первоначальный срок был 1 сентября 2008-го, но по ходу изготовления проекта выявилось много деталей. Оказалось, что нужно провести исследование почвы, радиации, шума, получить санэпидзаключение и ландшафтно-архитектурное заключение, у нас 7000 деревьев на учете. На эти месяцы, что проводили исследования, работа над проектом вообще остановилась. Но утверждение генплана у нас может за-стрять, потому что генплан нам выдают вместе с расположенными рядом заводом «Бавария» и яхт-клубом.

- Ветераны утверждают, что нарушена квота на прием в дом людей, не являющихся членами СТД...

- Вот посмотрите мой список, здесь все отмечено: кто член СТД, а кто нет. Если подсчитать, то получается: 20 человек - коммерческих и 74 - некоммерческих. Они не все члены СТД, но вот, например, у нас живет ветеранша Павлова - она родственница Анны Павловой, интеллигентнейший человек.

- А что вам известно про фирму «Рента», которая обещает поселить в ДВС за деньги?

- Не знаю такой, у меня по заявлению фирм ни один ветеран не поселился, мы принимаем в дом на основании личного заявления ветерана, которое отправляется в Москву. А после рассмотрения ветеран лично вносит деньги.

- Что за история с деньгами, которые взяли у ветеранов и не возвращают?

- Они все врут, нет никаких заявлений!

Как очевидец могу добавить, что дыру в потолке актового зала и свисающую штукатурку видела собственными глазами. С людьми, живущими в историческом Савинском корпусе, разговаривала лично. И пусть они не бомжи, но почему живут в разрушающемся здании, имеющем статус памятника? После разговоров про то, что нужно не 5, а 50 млн. долларов на реконструкцию ДВС, я проконсультировалась с руководителем НИИ «Спецпроектреставрация» Михаилом Мильчиком и получила его ответ: «Не будучи знакомым с состоянием здания ДВС, я думаю, что 5 млн. долларов - сумма реальная для реконструкции». В фирму «Рента» звонили не только ветераны, но и журналисты, и им обещали помощь в устройстве выдуманной «тетушки» в Дом ветеранов сцены за означенную выше сумму. Без проблем!

Виктория АМИНОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы отправили официальные письма председателю СТД Александру Калягину, депутату Госдумы Елене Драпеко и председателю городского комитета по культуре Антону Губанкову с просьбой прокомментировать ситуацию.

Понимая, что ни комитет по культуре, ни Госдума напрямую не связаны с этой ситуацией, мы все же надеемся, что судьба стариков-актеров не оставит их равнодушными. Из любой ситуации можно найти выход. Особенно когда есть совесть.

↑ Наверх