«Монотипия бывает от переизбытка чувств»
В старинном особняке северного модерна — в Детской библиотеке истории и культуры Петербурга, что на Марата, 72, до 12 апреля проходит Второй фестиваль монотипии
Давайте создадим ситуацию хаотически-живописного пятна намеренно. Возьмем небольшой лист бумаги, темную краску или тушь, тонкие и средние кисти, бумагу различной фактуры - гладкую, лощеную, пористую. Свободно нанесем краску на бумагу и, пока она не высохла, коснемся другим листом. Далее - варианты разные. Можно листы разнять резко или плавно вращая. Открыв, вы обнаружите два неповторимых зеркальных живописно-графических пятна. Основа для полета воображения готова».
Этот монолог художницы Арины Даур - в общем-то краткое руководство к тому, чтобы из красочного или черного пятна «вытащить» образ. Так рождается монотипия. Кстати, Арина - виртуоз монотипии - была в 2002 году приглашена в Страсбург, на Европейскую выставку, где провела мастер-класс для... парламентариев Европы. Политики с увлечением «вытаскивали образы», не боясь запачкать дорогие костюмы. А потом эти закоренелые демократы нарекли Арину Королевой монотипии.
Восемь художниц, представивших в рамках нынешнего фестиваля монотипии свои работы, так или иначе извлекают образы из красочных пятен.
«У монотипии строптивый характер, - говорит Марина Задерновская. - Одно неверное движение - и разрушен ожидаемый эффект». «Самый живой пейзаж получается кефиром на стекле стакана, - вторит ей другая художница - Мария Чеботарева-Бичан. - Лучше не сотворить, потому что это «свободный кефир», никто ему не мешает».
Елена Карлова не только извлекает образы из пятен краски, она дает бумаге вторую жизнь, создавая из старых обрывков ватмана и картона поверхность «авторской бумаги», фактурную основу для свободного путешествия красочного пятна, заполнения им бумажных пор и расщелинок, формирования тонов и полутонов, свободного рождения намека на образ, который зоркая художница воплощает.
Еще одна художница - Лилия Цыбизова - продолжает: «Остается взять тонкую кисть и помочь выйти на плоскость новорожденным формам». Марина Красильникова хочет все-таки «поверить алгеброй гармонию»: «В ближайшее время очень хочу попробовать технику «несочетаемого» - живой монотипии как базы со всеми элементами случайности - и после сканирования завершения работы в технике компьютерной планшетной живописи».
Открывая фестиваль, Арина Даур сказала, что здесь, в старом особняке, участниками фестиваля стали восемь современных художниц и девятая - Елизавета Кругликова. Русская художница, мастер графики, монотипии и силуэта. Ее альбом «Париж накануне войны в монотипиях», изданный в Петрограде в 1918 году, стал украшением выставочной части фестиваля. Коллекционную книгу, а также ряд других интересных экспонатов предоставил Виталий Третьяков - петербургский галерист, собиратель, исследователь русской открытки, поддержавший в 2006 году создание в Петербурге Общества любителей монотипии.
«Монотипия бывает от переизбытка чувств, - рассуждает Арина Даур, - вместе с тем монотипия - сильнейший антидепрессант». В 2007 году Арина стала иллюстратором очередной книги психотерапевтических сказок петербургского врача Андрея Гнездилова - «Ключи от забытых дверей». Гнездилов, стоящий у истоков создания хосписов в нашем городе, помогающий умирающим и их семьям - утешитель и мудрец. Он увидел монотипии Арины и сам предложил ей проиллюстрировать книгу.
Галина АРТЕМЕНКО
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов