Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

В школах режут зарплаты

- Мариванна, умоляю! - заломила руки нервная химичка. - не надо мне платить прежнюю зарплату! Вы сократите ее, пожалуйста, тысяч на пять. И не бойтесь, я все свои обязанности буду выполнять по-старому, как и раньше!

- И я, и я тоже! - лес рук подтвердил благие намерения десятков педагогов, которые коллективно решили последовать примеру коллеги.

- А я, - решительно встал со своего места физик, - прошу не платить мне за июнь! Совсем! Отказываюсь заранее! Ни рубля не возьму, хоть режьте. Вот прям сейчас возьму и напишу...

Близорукий педагог тут же вырвал лист из классного журнала и принялся дрожащими руками строчить заявление на отпуск «без сохранения заработной платы». За ним с завистью наблюдали соседи: у них в руках журналов не оказалось, рвать листы и писать тот же текст было не на чем...

Со стены с явным одобрением посматривал портрет известного вице-губернатора. Он ждал, что так и будет. Более того, он это планировал!

Но разве мог надеяться на столь высокий результат? Ведь ни один - ни один! - директор или учитель так и не посмел выйти из стройных рядов и спросить: а, собственно, что это вы тут делаете?

Всего-то и потребовалось для этого один-единственный раз дать «разгон» самым смелым, что высунулись было с протестами, - и вот, готово. Опять вокруг тишь, гладь и полный одобрямс...

Бред и явь в одном флаконе

Думаете, бред, не может такого быть? А вот и нет. В минувшем феврале собрания такого типа прошли во многих школах города. К Мариваннам руки с мольбами никто, конечно, не простирал. И одобрямса никакого не было - совсем наоборот, интеллигентные учителя еле удерживались от перехода на непечатную речь. Но заявления на неоплачиваемый отпуск «добровольно» писали. И с сокращением оплаты труда столь же вынужденно соглашались. Причем почти все поголовно.

Потом, правда, друг другу жаловались на беспредел. И в инстанции звонили. И в профсоюз. И в прессу. И даже в инспекцию по труду. Вот только фамилий своих, номеров школ и даже названия районов сообщать отказывались категорически. Даже директора школ, которые раньше вроде бы за словом в карман не лезли, соглашались комментировать ситуацию только на условиях полной анонимности.

- Ну как вы не понимаете? - в ответ на наши вопросы оправдывались они. - Чуть только засветишься, сам крайним окажешься. Сразу снимут или проверку пришлют - с оргвыводами, которые заранее известны...

Тайный приказ и явные следствия

С 1 января учителям школ повысили зарплату - в очередной раз и опять на 22 процента. А потом один за другим пошли сюрпризы. Сверху посыпались указания: «не производить разовых поощрительных выплат», «не использовать экономию фонда оплаты труда, складывающуюся в связи с наличием вакансий», «выплаты из надтарифного фонда производить лишь в размере, утвержденном районной администрацией»... После чего в ряде районов запретили принимать кого-либо на работу без дозволения районных глав и велели директорам школ пересмотреть штатные расписания. Те самые, что были разработаны в соответствии с методическими указаниями, утвержденными правительством Петербурга.

В итоге широко разрекламированная «мера социальной поддержки» обернулась сплошным издевательством. В профсоюзе работников образования нам привели конкретные цифры. Например, в Выборгском районе средняя зарплата учителя до повышения составляла 17 993 рубля, а после повышения - 18 262, хотя вместе с прибавкой в 22 процента должна была дорасти до 22 тысяч. Для руководителей школ «повышение» обернулось... падением зарплаты примерно на 1017 рублей каждого.

В стране, как известно, кризис. В Петербурге - тоже, причем, судя по всему, гораздо более серьезный, чем общероссийский. Нигде в России такого резкого сокращения нет - причем это уже второй раз за какие-то два-три месяца. Естественно, город ищет резервы для сокращения расходов, где только может. Но в сфере образования эти поиски обернулись не только издевательством, но еще и сплошным беззаконием.

- Ни одного нормативного документа, который обязывал бы директоров школ снижать оплату труда учителей, в природе пока не существует, так как сделать это возможно только после утверждения секвестра бюджета, - рассказывает председатель профсоюза работников образования Владимир Кузнецов. - Однако в школы «спускают» цифры финансирования и разнарядки, в соответствии с которыми руководители вынуждены не только сокращать штаты, но и снимать целый ряд доплат, в том числе оплату «за совместительство», которую люди получали по формально свободным вакансиям. Например, физрук убирал спортзал и получал за это деньги. Теперь он вынужден будет делать ту же работу - но бесплатно. Ликвидируются ставки в группах продленного дня, некоторых специалистов фактически вынуждают уходить «по собственному желанию». Резко сокращаются выплаты из так называемого надтарифного фонда...

Именно эти сокращения, как выяснилось, больнее всего бьют по карману педагогов, крепче всего - лучших. Причем многие чиновники честно считают, что не делают ничего плохого. По их мнению, надтарифный фонд существует для поощрения лучших - и не более того. На деле же это часть системы оплаты труда педагогов, на которую приходится до трети их зарплат. Именно из этого фонда идут доплаты за проверку тетрадей, за классное руководство, за подготовку детей к олимпиадам, за интенсивность труда...

Кое-где в районах подошли к делу с умом и изыскали резервы для сокращения таким образом, чтобы не трогать живых людей и экономить только за счет мертвых душ. Однако в большинстве школ штаты давно заполнены - и резать приходится как раз по живому.

- Обещали сокращать только вакансии, - пожаловался нам один из директоров на условиях сохранения его имени в тайне. - На деле же чохом урезали фонд оплаты труда на 10% - и поступай как хочешь. При этом крайним остается именно директор...

Резервы есть

Естественно, возникает вопрос: можно ли было добиться результата законно и без нагнетания атмосферы страха? Не претендуя на всезнайство, мы задали этот вопрос ряду директоров школ. На условиях полной анонимности (!) те подтвердили: да, резервы в системе образования есть. Но ищут их не так и не там, где следовало бы. Ряд предложений витает в воздухе.

Первый и главный резерв - оптимизация школьной сети города, заниматься которой у нас упорно не хотят. Инструмент для этого имеется - система подушевого финансирования. Формально она у нас есть. Фактически - нет. Примерно 40% школ города имеют по 250 - 300 учеников, хотя рассчитаны не менее чем на 550: родители «голосуют ногами» и не хотят вести туда детей. Эти школы надо частично объединить или закрыть, с перепрофилированием в детские сады, которых сейчас катастрофически не хватает. Экономия? Безусловно - в том числе за счет приостановки строительства новых детсадовских зданий.

Стоило бы пересмотреть статус отдельных школ «высшего» уровня - гимназий, персонал которых получает 15-процентную надбавку к зарплате. Некоторые гимназии давно не соответствуют этому статусу, недаром еле набирают детей в первые классы.

Далее. В «тучные» годы было открыто множество учреждений дополнительного образования. Может быть, стоило пересмотреть и их сеть - а школы трогать в последнюю очередь?

Еще один резерв - сокращение роно - райотделов образования, которые фактически стали лишним звеном. Их функции перераспределить. Частично - отдать школам, как и положено. Частично - вернуть комитету образования. Кстати, это предложение поддерживает и профсоюз работников образования. Крепко подумать стоило бы и о научно-методических центрах - но только после советов с педагогами. В некоторых отдаленных районах они действительно нужны.

Не думаем, что эти предложения являются для руководителей города чем-то новым. В разной форме они были озвучены давно. Однако прислушиваться к разумным рекомендациям специалистов у нас не стали. То ли не захотели, то ли разучились вообще слушать людей. Заставить бояться оказалось проще.

Марина ГЛЕБОВА

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

↑ Наверх