Интернет да любовь
Писательница Ева Пунш открыла связь между едой и любовью, любовью и интернетом и — интернетом и творчеством
Профессиональный киновед и профессиональный кулинар, Ева Пунш дебютировала в прозе книгой «Киноискушения» в 2004-м. В позапрошлом году она стала автором запущенной издательством «АСТ; Астрель-СПб» серии «@любовь», опубликовав роман «Net. любви». Только что в этой же серии вышел ее роман «Крысоlove». В названиях вроде бы все уже сказано. Но поговорить с Евой об Интернете, о любви и на многие другие темы нам захотелось оттого, что ее «Крысоlove», как и любое достойное произведение искусства, далеко и в разные стороны выходит за означенные рамки. Охотничьи байки, love-story, криминальная интрига, житейский опыт, явные и не очень отсылки к мировой культуре (Чехов, Гофман, Тарантино, Кортасар, Эдгар По, Гумилев, Вуди Аллен...), рецепты и советы по домоводству - все это образует причудливую композицию, похожую на нитяную паутину в индейском «ловце снов».
Дневник разной девушки
- Почему, по-вашему, сочетание «Интернет + любовь» стало настолько актуальным в литературе и в жизни? И чем оно важно именно для вас?
- Для многих людей основное общение - а значит, и основные драмы, интриги, сюжеты - происходит в Интернете. Интернет для меня - главное средство коммуникации, по Интернету я знакомлюсь, флиртую, назначаю свидания, обсуждаю эти свидания, в Интернете я могу поссориться с любимым человеком или помириться с ним же. В Интернете чаще общаются именно написанными буковками, не произнося вслух. Мне кажется, этот способ дает возможность лучше формулировать мысли и чувства. А мысли и чувства, оформленные в текст, так и просятся на бумагу, то есть в книжку.
- Как и Ася из «Крысоlove», вы ведете интернет-дневник. Случалось ли вам «дарить» что-то из собственных дневниковых записей своим героям?
- Основной блог, который я веду, - leonardovna.livejournal.com - совершенно не служит основой для тех книг, которые я пишу. Но у меня есть другие, менее популярные блоги, часто закрытые, которые я создала именно как черновики или записные книжки, имея в виду, что буду использовать их в дальнейшем. Это могут быть очень личные эмоциональные выплески, но и их я стараюсь превратить сразу в «текст». Есть дневники, которые я веду от лица девушки, постоянно страдающей от несчастной любви, там не будет рассуждений о еде. Или, наоборот, есть блог, всецело посвященный работе в общепите. Готовая книжка скорее всего будет представлять смесь этих черновиков.
Прекрасный дилетант
- Любовь, одиночество, еда, вино, Интернет - все это вещи, в которых вы знаете толк. А насколько разбираетесь в стрельбе и охоте? А сумели бы написать о чем-то таком, в чем изначально не разбирались бы вовсе?
- Согласно своему первому образованию я киносценарист, и во ВГИКе нас учили, что сценарист - это прекрасный дилетант, он должен уметь разбираться во всем. При этом я стараюсь очень тщательно изучать те вопросы, которые затрагиваю в книге, но которые прошли мимо меня в реальной жизни. Что касается стрельбы - я с детства посещала тиры и уже во взрослом возрасте брала уроки у частного инструктора. Мой папа - охотник, дома всегда были ружья, и на настоящей охоте я бывала неоднократно. Еще я очень щепетильна к терминологии и всегда краснею за коллег-писателей, которые пишут - «нажать на курок». Курок - такая деталь пистолета, жми на нее не жми, толку не будет.
Любить баранью ногу
- Ася - бывшая детдомовка, чем объясняются и ее вечное ощущение сиротства, и неутолимое желание любви, и трепетное отношение к еде. Но этому факту биографии героини можно придать еще и другое значение: человек, лишенный нормального, индивидуального детства, в каком-то смысле - аноним, белый лист. Не оттого ли она так легко перенимает привычки своих спутников, угадывает их желания, становится той женщиной, которую они хотят видеть?
- Героиня очень страстно желает быть «чьей-то», для нее любить - это значит полностью кому-то принадлежать, растворяться в другом человеке. Да, конечно, ее детдомовское детство не научило ее строить нормальных отношений с мужчинами, да и с другими людьми вообще. Ей кажется, что игра в «отражение мужчины» - это и есть любовь. Я бы не назвала ее белым листом, скорее - она как жидкость, принимающая цвет и форму любого сосуда. Она не может существовать без этого сосуда. Растекается бесформенной лужицей.
- Ваша Ася «встречает» людей не по одежке, а по тому, как они едят. А вам самой случалось полюбить или разлюбить человека из-за его отношения к еде?
- Ну, полюбить и разлюбить - это такие категории человеческих отношений, что общими вкусами в еде не регулируются, любить можно и «несмотря на». Но разочароваться в человеке, потому что он терпеть не может какую-то горячо любимую мной еду, - это запросто. Или наоборот, могу проникнуться симпатией к человеку, если он вдруг признается, что обожает, например, дыню или запеченную баранью ногу.
Отблеск Жапризо
- Игра слов в названии дает простор для толкований. Гаммельнский крысолов не ограничился крысами: он увел за собой из города еще и детей. По одной версии - чтобы поселить в чудесной стране, по другой - чтобы утопить в море. Ася по отношению к своим мужчинам выступает в обеих ролях: «зачаровать-чтобы-любить» и «зачаровать-чтобы-погубить». Но в чем она все-таки талантливее? В созидании или в разрушении?
- Моя героиня талантливее всего в саморазрушении. Она настолько не мыслит себя отдельной, самостоятельной, настолько зависима от тех мужчин, которые рядом, что всю свою жизнь посвящает именно саморазрушению.
- Роман напоминает книги когда-то очень популярного у нас французского детективщика Себастьена Жапризо, часто ставившего в центр повествования женщину - обманувшуюся в любви, слабую и даже иногда смешную, но в то же время сильную. Сознательно или случайно вы оказались в этой «традиции»?
- Нет, Жапризо я если и имела в виду, то в другом контексте. Когда стечение обстоятельств выглядит так, что непонятен даже не преступник, а непонятен мотив, и потому сюжет имеет некоторый мистический привкус, пока все детали не будут расставлены по местам.
Они как хоббиты
- Вот-вот выйдет ваша следующая книга - «Мыть полы коньяком». Расскажите о ней, пожалуйста. Насколько знаю, это переделанные «Киноискушения». Сильно ли они изменились?
- Эта книга выходит в Москве в издательстве «АСТ». От прежних «Киноискушений» в ней осталось меньше половины. Практически на две трети здесь будут совершенно новые тексты. Остались сами «Киноискушения», «Виноискушения» и «Инкубы и суккубы», зато добавилось много нового про еду. Будет подборка «Простейшее гортанобесие», где каждому вкусу (кислое, сладкое, соленое, острое, горькое, пресное) соответствует свой сюжет. Также в новую книгу вошел текст «Гастрономический оргазм», и венчает весь этот сборник «Энциклопедия Девок_на_диете». ДНД (community.livejournal.com/devki_na_diete/ - одно из многочисленных сообществ в Живом журнале. - Прим. КК) - мои самые любимые персонажи, они для меня как хоббиты для Толкиена или трансвеститы для Альмодовара.
Анна Сусид
Фото Сергея МАКСИМИШИНА
Метки: Книжный клуб
Важно: Правила перепоста материалов