Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 января 2025

Лифт в подземке оказался бесполезным

Но москвичи, в отличие от петербуржцев, оптимизма не теряют

Петербургская подземка как была, так и останется недоступной для людей с ограниченными физическими возможностями, пользующихся инвалидными колясками. В отличие от Москвы, где, по словам начальника столичного метрополитена Дмитрия Гаева, предполагается строительство специальных лифтов, которые дадут возможность инвалидам спускаться на платформы станций.

На самом деле во многих европейских городах такая практика, как вертикальные подъемные устройства, существует. Кто-то едет на эскалаторах, а кто-то, в частности инвалиды-колясочники, спускается и поднимается на горизонтальных платформах.

Петербургская подземка не оборудована ни лифтами, ни пандусами. Вернее, подъемник один есть - на станции метро «Парнас». Он был задуман в проекте и реализован. Но... оказался бесполезен. Спустившись на нем, человек в коляске подняться обратно тоже сможет только на нем. Потому что на других станциях лифтов нет. А соответственно, и пандусы без надобности.

Как рассказали корреспонденту «ВП» в ГУП «Петербургский метрополитен», лифт на «Парнасе» был ошибкой, на которую потрачены огромные средства.

Недаром говорится, что наше метро самое глубокое в мире. Это не только элемент гордости, но и фактор, который мешает реализации целого ряда проектов. Мало того что подземные лифты - очень дорогая технология. Наверное, для того, чтобы оборудовать подъемниками хотя бы ключевые станции, деньги найти было бы можно. Просто само строительство шахты лифта на такие глубины и с такими грунтами - пока утопия. Это, как подчеркивают в Метрополитене, просто нереально с инженерной точки зрения. Хотя в ряде европейских городов подземные лифты работают и на «глубоких» станциях.

Так что подземных подъемников в Петербурге в обозримом будущем не будет. А соответственно инвалидам в метро дорога заказана. Более того - запрещена... производителями эскалаторов, которые в инструкциях запрещают перевозку на них детских и инвалидных колясок.

Таким образом, метрополитен ставит себя над законом, не исполняя существующие федеральные и региональные законы, обязывающие создавать равные условия для всех категорий граждан и запрещающие ввод в эксплуатацию объектов транспорта и социальной инфраструктуры без пандусов или лифтов.

Михаил ТЕЛЕХОВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

Между тем

Как пояснил «Вечернему Петербургу» конструктор эскалаторов Виктор Христич, с инженерной точки зрения проблему лифтов в метро решить можно. Раз можно строить наклонные ходы, то почему бы не пробурить вертикальное отверстие? Правда, по словам конструктора, городу это обойдется на порядок дороже, чем закупка и
установка эскалаторов.

Другие эксперты тоже сомневаются в невозможности решения проблемы с инвалидами в петербургском метрополитене. Ну уж если мы так привязаны к наклонным ходам, может, один из эскалаторов делать с большими ступенями, например с метровым шагом? Там и люди с сумками встанут, и мамы с детьми, и инвалиды.

Судя по всему, дело в цене. Именно это играет большую роль в административных решениях руководства подземки. Еще в декабре прошлого года во время открытия станций «Волковская» и «Звенигородская» руководители Метрополитена предложили горожанам выбор: быстро и много дешевых и некрасивых станций или медленно и мало дорогих и красивых. Мы считаем, что это шантаж. Нам нужно быстро и много красивых станций.

↑ Наверх