Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

Новый «Корсар» — дитя эпохи мирового кризиса

Балетный шлягер — сущее лоскутное одеяло

В Михайловском театре под громкозвучные (порою слишком) рулады и фиоритуры оркестра, руководимого Анатолием Рыбалко, прошла премьера новой версии довольно-таки престарелого (1856 г. р.) балетного шлягера «Корсар». Настолько же близкого одноименной поэме лорда Байрона, насколько близок театральный «Дон Кихот» (взять ли балет иль оперу Массне) своему сервантесовскому тезке.

Балетный «Корсар» - сущее лоскутное одеяло. Музыкальную основу составляет трех с гаком часовая партитура Адольфа Адана. Из коей ткани всяк, кому не лень, начиная с Жозефа Мазилье и кончая вот теперь Фарухом Рузиматовым, дергает по нитке и приметывает что угодно. То же и с хореографией. Где чье - никакой балетоведческий консилиум не разберет.

Динамизм действия - кредо авторов нынешней постановки. Профессор Никита Долгушин, некогда танцевавший во множестве разноликих «Корсаров», теперь же скромно поименованный в программке «консультантом», сообщил автору этих строк, что считает сверхзадачей спектакля «взглянуть на этот шедевр глазами человека нынешнего поколения». А что? Это по меньшей мере любопытно: полуторасталетнего ветерана сделать созвучным эпохе нанотехнологий и интернет-дизайна.

Другой вопрос - средства достижения данной благой балетной цели. Они просты. Из хореографического текста убрано все не совершенно обязательное. Актуальная психология поры мирового кризиса: без чего можно обойтись, без того необходимо обходиться. И в общем и целом эта постановочная установка сработала. Что пресловутой Гекубе до отсутствия пантомимных длиннот? Зато немало наглядных разъяснений, как, скажем, в интерлюдии переодевания корсаров в торгашей на фоне опущенного контрзанавеса с прелестным изображением эгейского городка. Мгновенная метаморфоза, темпераментная трансформация служат залогом предельной скоротечности действа (час двадцать чистого служения искусству в двух отделениях). Легкости душевной и крепости телесной, явленных в спектакле, много способствуют декорации Валерия Левенталя. Водные глади особенно хороши. Айвазовский отдыхает. Костюмы столь же цветозвучны. Но суть ведь не столько в них, сколько в тех, кто в них облечен. Тут все в порядке. Блистательная Ирина Перрен в партии главной героини Медоры не только сама неоднократно переворачивалась с ног на голову в многочисленных и трудных поддержках, но и переворошила душу всему залу своим стальным скоком и пламенным вращеньем. Ее подруга Гюльнара (Сабина Яппарова) как выпрыгнула из кулис в прологе, так до самого эпилога не ленилась пленять зрителей кокетливо-раскованной и почти безошибочно простецкой манерой произнесения текста своей трудоемкой партии.

Кариатидам, несшим на себе сценическое бремя, не могли не соответствовать атланты. Первый - Артем Пыхачев в партии корсарского атамана. Воплощенное мужество, техническая грамотность, а главное, крепкий костяк с натренированными мышцами - вот материальный базис его заслуженного успеха. Второй, конечно же, - братан его Али из той же шайки, крепко, но холодновато сработанный Виктором Ищуком. Не умолчу и об Александре Омаре, превосходном работорговце Исааке Ланкедеме (по каким-то неведомым соображениям театр решил педалировать его этническую принадлежность, чего в советские времена избегали, опуская имя). Слабые места - как же без них! Очень хотелось бы, чтобы крепко стоящие на ногах и резво прыгучие одалиски уже были б таки гурии рая, а не элитные девочки по вызову. Чтобы корсары - не просто ражие мужики, но настоящие морские волки. Купцы базара не походили бы на маклеров товарно-сырьевой биржи, а турецко-подданные солдаты выглядели хотя б потомками янычар, если уж не ими самими... Сложно, но при желании можно.

И еще. Знатный балетмейстер земли русской Георгий Ковтун, известный публике по недавнему «Спартаку», в «Корсаре» снабдил картину «Рынок» плясками палестинских невольниц и алжирских тоже невольников. К чему? Первые, мельтеша, изображают что-то посредственно и безыдейно ориентальное, вторые бацают помесь Индусского из «Баядерки» и Сарацинского из «Раймонды».

Но в целом - более чем хорошо.

Алексей ГОСУДАРЕВ

Фото Николая КРУССЕРА

↑ Наверх