Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Кризис укрепит доллар?

Пожалуй, самое популярное сейчас слово - кризис. Его обсуждают все - домохозяйки на кухне, студенты в аудиториях, нянечки в детсадах, чиновники на местах и, конечно же, политики, экономисты. Потому как хорошо известно, что самая глубокая пропасть, в которую может упасть человек, - финансовая...

Как долго продлится экономический кризис и к чему он приведет? Что будет с рублем? На слушаниях в Общественной палате директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степан СУЛАКШИН предложил антикризисную стратегическую программу и рассказал, как модернизировать экономическую политику страны.

Кризис кризису рознь

- Степан Степанович, действительно ли разразившийся в мировой экономике кризис, зацепивший и Россию, - явление в своем роде уникальное? Можно ли в нашем прошлом усмотреть аналогии столь масштабного финансового краха?

- Не поддержу вашей мысли, что российский финансово-экономический кризис и мировой кризис - тождественны. Это связанные, но разные, самостоятельные явления. Если говорить о мировом кризисе, то он в значительной степени как объективен, так и субъективен, то есть он управляем. И управляемость его связана с глобальной задачей: восстановление жизнеспособности мировой долларовой пирамиды по типу пирамиды Мавроди, которая выстроена США и странами западного альянса прежде всего для финансирования (при участии других регионов мира, и в частности России) своих колоссальных военных расходов. Ведь на Америку приходится около 65% всех мировых военных расходов при вкладе в мировой ВВП не больше 20 - 25%... Эта пирамида уникальна - она заработала с 1971 года, когда было отменено требование мировой валютной системы обеспечивать золотом доллар. С тех пор доллар эмитируется бесконтрольно, в любых количествах и используется для глобального финансового управления.

- В чем это выражается?

- Например, рост, а потом сброс цен на нефть, который поставил на грань краха российскую экономику. Мир начал выдавливать доллар, а это угроза национальной экономике США. Поэтому целью кризиса, вернее, организации его является резкий дефицит финансового оборотного капитала, тем самым восстановление по миру потребности в долларе и снова неограниченное кредитование мира, эмитируемое необеспеченными долларами. В этом плане Россия полностью идет в русле американской стратегии. Так что российский финансово-экономический кризис связан с мировым, но особым образом: можно сказать, что он запрограммирован всей предыдущей денежно-кредитной, финансовой и экономической политикой российских финансовых властей.

- Надеюсь, это не голословное утверждение?

- Приведу доказательства. Во-первых, из национального суверенного финансового оборота в режиме монетаристского управления выведено около 2 триллионов долларов собственных контролируемых средств. Как известно, экономика без средств жить не может, поэтому российский бизнес вынужден был брать кредиты на Западе. Там его и кредитовали - что удивительно! - практически те же самые банки, в которых российские финансовые власти под меньшие проценты разместили в виде стабилизационных фондов изъятые у этого самого бизнеса доходы. Фантастическая схема! Во-вторых, эмиссионная политика Центрального банка связана не с потребностями национальной экономики и ликвидностью российской банковской системы, а - внимание! - с потребностями российского сырьевого экспорта на Запад. Фактически финансовая система России превращена в механизм обслуживания сырьевых поставок на Запад, при том что валютная выручка, получаемая от этих поставок, возвращалась на Запад в виде размещенных там средств стабилизационного фонда и золотовалютных резервов. Кстати, не многие знают, что золотовалютные резервы нашей страны - вовсе не золотые: золота там меньше 3%, а остальное - валюта, которая лежит на депозитах стран, эмитировавших эту валюту. Проще говоря, Америка печатает зеленую бумажку, а Россия согласна отдать ей за нее тонну нефти. И когда Россия получает эту зеленую бумажку, то тут же возвращает ее Америке, кладет на ее же депозиты, и США усиливают свою экономику. В итоге - высочайшая вероятность разрушения российской экономики по сценарию, по которому был разрушен Советский Союз. Второй итог - это демографическая катастрофа в стране. И эту политику, конечно, надо системно видоизменять.

ЦБ усугубляет нестабильность в стране?

- Степан Степанович, вы в своем докладе упомянули, что, когда наша страна заняла твердую позицию в грузино-осетинском конфликте, госсекретарь США Кондолиза Райс намекнула: «Мы давали России шанс...» Действительно ли рецепт этого кризиса изготовлен за океаном в наказание России за проведение твердой, независимой политики?

- Как эксперт, я уверен, что модель российской экономики - вот такая несуверенная, кризисоуязвимая, негуманная, работающая не на российские, а на зарубежные интересы, - была разработана американскими специалистами в начале 90-х годов. До сих пор эта модель в России поддерживается, и финансовые власти страны пока не высказались в пользу того, что эту модель нужно видоизменять. Это первое. И второе, в чем я, как эксперт, тоже уверен: российский экономический кризис включен ровно в тот момент, когда после инаугурации вновь избранного президента США Барака Обамы и наступившей определенности в курсе нашей страны (в выборе самостоятельной, суверенной политики, что потом было подтверждено грузинскими событиями) американские власти убедились, что времена ельцинского состояния России миновали и надеяться, что российское государство и впредь будет играть роль американской марионетки, не приходится. Поэтому щелкнул тумблер, цены на нефть пошли вниз, заимствованные капиталы потекли из российской экономики обратно на Запад, в России резко упали доходы бюджета, предприятия и банки сели на голодный паек неплатежей. К сожалению, ЦБ пока только усугубляет эту ситуацию, сокращая монетизацию в стране.

Откуда берутся глупости?

- Финансисты - тот же глава Сбербанка Герман Греф - говорят, что кризис продлится года три...

- Я, как эксперт, хочу задать вопрос: откуда они эти глупости берут? Из каких моделей, экстраполяционных трендов? Эти вкусовые заявления, заявления с потолка наносят колоссальный ущерб... Одно высокопоставленное лицо говорит о дефиците бюджета в 6%, другое - тут же - о 10 процентах! Один говорит: никакой девальвации не будет, другой тут же начинает проводить эту девальвацию. Осуществляется хаотический набор действий, нет понимания того, как развиваться российской экономике в средней и долгосрочной перспективе, - к сожалению, из беседы с Грефом вытекает такой аналитический вывод.

- Но раз так все плохо, почему не полетят головы того же Грефа, Кудрина?

- Да не надо, чтобы летели головы Кудрина, Грефа: они отцы семейств, у них есть дети, их жалко - они тоже люди... Проблема в другом: сейчас идет борьба за представление российского высшего руководства о парадигмах развития, о выборе, о стратегии развития. Мы убеждены и доказываем это: либеральная модель, разработанная американскими специалистами в 90-е годы, противоречит интересам устойчивого развития России. Нужно переходить к другой модели, модернизировать российскую экономическую политику... Поэтому задача общественности, научного и экспертного сообщества - тоже попытаться бороться за стратегию развития страны, за понимание и принятие иных стратегий на высшем уровне руководства страной. Это естественное право любого гражданского общества.

Худшее впереди?

- На ваш взгляд, какие чрезвычайные меры должно принять правительство, чтобы тормознуть кризис?

- Перечисляю: ввести банковский валютный контроль (обязательная продажа валютной выручки государству), отменить систему определений валютного курса в плавающем режиме, ввести фиксируемый курс рубля к иностранным валютам, восстановить монетизацию экономики страны, поменяв эмиссионную денежную кредитную политику Центрального банка, снизить ставку рефинансирования, создать финансовый инструмент - институт типа немецкой KFW и китайской системы так называемого политического кредитования и насытить через эмиссионные резервы (их около 2 триллионов долларов) потребности банковской системы, российского бизнеса, населения... Эти меры дадут эффект за год-полтора, то есть возникнет оздоравливающая ситуация, гарантирующая будущее устойчивое и неуязвимое к внешним воздействиям развитие.

- Как известно, к одному и тому же факту можно подъехать с двух сторон: с положительной и с отрицательной... По вашему мнению, есть ли у кризиса положительные черты?

- Да мало их на самом деле - какая-то такая тотальная картина деградации... Но как это бывает у больных: чем быстрее он подойдет к кризу и минует его, тем быстрее выздоровеет. Вот, может быть, ускорение процессов деградации и приближает нас к выходу. В этом оптимизм.

- Степан Степанович, в прошлой нашей беседе вы прогнозировали, что до 2017 года нас ждет хаос, а после него гармония...

- Я и сейчас так считаю... Если, конечно, мы победим. А если нас победят, то будет наоборот... Проверьте меня: позвоните в 2017 году, и я вам скажу, кто был прав.

Беседовала Людмила КЛУШИНА

↑ Наверх