Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

Чем дышал знаменитый анатом кроме паров спирта

Об этом узнал корреспондент «ВП» в Кунсткамере, где представили книгу о «художнике смерти» Фредерике Рюйше

На днях в Кунсткамере, в том самом естественнонаучном кабинете, где выставлена коллекция Рюйша, прошла презентация книги голландского историка науки и медицины Люка Койманса. Книга называется «Художник смерти. Анатомические уроки Фредерика Рюйша». Это - биография великого анатома. Теперь ее можно приобрести в киоске при Кунсткамере.

Фредерик Рюйш изобрел уникальный способ бальзамировать трупы и отдельные органы, впрыскивая в сосуды особую твердеющую жидкость; это позволило ему разглядеть мельчайшие капилляры, пронизывающие все тело, и разобраться в работе кровеносной системы. Кроме того, его метод сохранял тела в состоянии почти неизмененном, что и позволило создать коллекцию, поразившую воображение Петра I. До сих пор мы не знаем, как именно ему удавалась такая искусная и точная работа: анатом умер, унеся свой секрет с собой.

Нам-то известен «Урок анатомии доктора Тульпа», изображенный на картине Рембрандта; название книги Люка Койманса гласит, что Фредерик Рюйш сам чувствовал себя особого рода художником. Это действительно так, и материалом для него служили человеческая плоть, животные и растения. Конечности Рюйш оборачивал кружевами, соединял разные элементы и старался придать своим экспонатам вид не только научный, но и морально-поучительный, даже сопровождал их изречениями на латыни. Действительно, в присутствии мертвых тел поневоле начинаешь думать о смерти, о кратковременности жизни и других высоких вещах.

Прямая речь

Человек может верить в Бога и резать трупы

Я подошел к автору, специально прибывшему на презентацию своей книги, чтоб задать несколько вопросов о его герое. Люк Койманс и сам выглядит так, словно имеет особые отношения с миром Рюйша: в нем есть мрачность, ирония и одновременно какой-то задор. Он с охотой отвечал на вопросы посетителей.

- Мистер Койманс, скажите, Рюйш верил в Бога? У него не было мысли найти в теле место для души?

- Нам, может быть, сейчас и сложно представить, что человек верит в Бога и в то же время режет трупы. Но тогда очень четко чувствовали разницу между телесной и духовной сущностями человека. Тело умирало, и его можно было вскрывать, а душа оставалась неповрежденной. Но как раз в том, что тело устроено столь гармонично, Рейс (так Люк Койманс произносит фамилию анатома правильно, по-голландски) видел руку Творца. Он верил в Бога, ходил в церковь.

- Мне Рюйш все-таки напоминает Гюнтера фон Хагенса, «Доктора Смерть», скандально известного своей выставкой пластинированных тел. Как вы считаете, их можно сравнивать?

- Мне кажется, что фон Хагенс делает себя главным объектом своих выставок. Он старается поразить людей своим мастерством. Рюйш тоже хотел удивлять, быть «художником смерти», но он все же был как-то... честнее, что ли.

Федор ДУБШАН

↑ Наверх