Их обозвали санитарами
Роспотребнадзор недоволен новыми законами
Начальник управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Игорь Ракитин на днях рассказал журналистам о том, что, несмотря на явное санэпидблагополучие, народ все равно недоволен и продолжает жаловаться. В основном - на торговлю и ЖКХ (около 70 процентов всех жалоб). Жалобы чаще всего обоснованные: претензии выявлены в 62% проверенных фирм, магазинов и организаций. «Органы», разумеется, постараются «отлавливать» недобросовестных. Но делать это теперь гораздо сложнее, чем прежде. На пресс-конференции с нескрываемым раздражением говорилось об отношении со стороны вышестоящих властей, которые (цитирую) «обзывают» специалистов Роспотребнадзора «санитарами» и вводят запрет на контроль за малым бизнесом. Дошло до того, что проверить ту или иную организацию теперь можно будет только с ее согласия или... с санкции прокуратуры. Есть опасность, что недобросовестные «лавочники» будут этим пользоваться и начнут обижать покупателей и клиентов. А значит, расчет в этой ситуации может быть только на нас с вами, то есть на потребителей. Мы можем сами принимать меры - «голосовать ногами», отказываясь от услуг таких фирм, или обращаться за помощью к защитникам прав потребителей.
В качестве примера возможных конфликтов Игорь Ракитин привел ситуацию с долевым строительством. Роспотребнадзор проверил в прошлом году 14 застройщиков и у восьми обнаружил серьезные нарушения. Чаще всего они касались так называемых предварительных договоров купли-продажи квартир.
В этих условиях - особенно в связи с кризисом - особое значение приобретает информированность населения. В этом отношении у нас тоже наметились сдвиги. В городе действует специальная программа поддержки общественных организаций, защищающих права потребителей. В частности, город финансирует работу горячих линий и консультирование части граждан. За три месяца работы консультационных пунктов в них обратились более 30 тысяч граждан (Роспотребнадзор за год принял 2865 заявлений - в полтора раза больше, чем в 2007-м).
И органы надзора, и общественники подают в суды на нарушителей - в том числе в защиту неопределенного круга лиц, то есть всех горожан в целом. Так, в прошлом году было выиграно дело у тепловиков, поставляющих в наши дома горячую воду. Их заставили отключать горячую воду летом не на три недели, а на две. Правда, перевод города на новый график рассчитан на несколько лет - порайонно. Но в Роспотребнадзоре обещают реагировать на каждое обращение граждан по поводу нарушений сроков ввода нового графика.
Победой можно считать и судебное дело с иском к производителю холодильника, из-за сбоя которого в квартире произошел пожар. Завод оплатил 500 тысяч прямого ущерба и еще 250 тысяч - морального. Выходит, мы постепенно все же создаем сами для себя определенную культуру защиты прав потребителя. Жаль только, что медленно.
Например, участники встречи так и не смогли ответить, реально ли заставить коммунальщиков исправить нарушения в тех договорах на оказание услуг, которые они пытаются навязать собственникам квартир в многоквартирных домах. Примерные договоры, предложенные жилищным комитетом, расходятся с постановлением правительства, но тем не менее считаются базовыми для заключения договоров с жителями. В ответ на вопрос по этому поводу Игорь Ракитин привел в пример свой личный опыт. Убедившись, что договор составлен «в одну сторону» - только в пользу коммунальщиков, - он отказался его подписывать вообще. Так с тех пор и живет...
Марина ГЛЕБОВА
Фото Натальи ЧАЙКИ
Горячие линии обществ по защите прав потребителей: 400-22-20, 327-80-10, 320-83-88, 315-48-93;
Отдел защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора - 575-83-59.
Важно: Правила перепоста материалов