Но «Пушкинская» лучше!
Внешний облик новых станций метро оценил корреспондент «Вечёрки» — кандидат архитектуры Алексей Шолохов
«Звенигородская»
Даже если вы еще не удосужились «сойти на дальней станции», чтобы полюбоваться на «Спасскую», то «Звенигородскую» уж наверняка видели. Ведь не так это сложно - даже в суете будней отвлечься на пять-шесть минут, чтобы посмотреть, как решили архитекторы удивительно интересную и чрезвычайно сложную задачу - соорудить станцию, смежную с уже хрестоматийной «Пушкинской». Той станцией, что уже по прошествии 50 лет со дня открытия стала, пожалуй, вместе с «Автовом» Евгения Левинсона классикой петербургского метро. Во всяком случае на обложках юбилейных альбомов Петербургского метрополитена изображена именно она. По праву именно «Пушкинская» с ее безупречным стилем, созданным талантливыми архитекторами - москвичом Леонидом Поляковым (1906 - 1965) и петербуржцем Василием Петровым (1916 - 1992), задала декоративный темпоритм всей петербургской подземке. Сделанная на едином дыхании «Пушкинская» и без скульптуры Михаила Аникушина была бы шедевром. Но Аникушин тогда вполне точно поставил свой акцент. Это истинный образец того, КАК надо строить под землей. И оттого, что этот интерьер - подземный, конечно же, еще более уместна тема царскосельской природы в центральном панно художницы М. А. Энгельке. Пресса писала в те годы: «В среде архитекторов панно на станции «Пушкинская» вызывало споры. Все отдают должное художественному вкусу и выразительности картины, но высказывается также мнение, что для монументальной живописи оно слишком мягко, интимно, похоже на театральную декорацию». Конечно же, мягко и интимно. Для людей, в том числе и старшего поколения, пережившего войну и блокаду. Для их отдыха и психологической разгрузки (писавшему осторожному журналисту это было не понять, но, смотрите, и ругать не осмелился).
Нужно было осмелиться, чтобы сделать что-то новое рядом с этим шедевром. Авторы «Звенигородской» осмелились. И в целом у них получилось.
Удачна ли новая станция? Отделка стен темно-зеленым мрамором, доставленным из Индии, вполне уместна. Удачно также сочетание мрамора с развитием красного в ярком мозаичном панно, посвященном Семеновскому полку, чьи казармы прежде размещались в этом районе. Панно исполнено главным петербургским мозаичистом, с которым Метрополитену и нам с вами явно повезло, - профессором Александром Быстровым. Художник выступает здесь впервые вместе с сыном Егором. Однако абсолютно непонятны мотивы архитекторов станции (авторы проекта Н. В. Ромашкин-Тиманов, Ю. В. Еечко, Д. А. Бойцов, Н. А. Виноградова), поместивших напротив мозаики декоративное панно, представляющее собой большие фотообои с изображением Петропавловской крепости.
Также непонятно, почему был выбран именно этот рисунок ажурных кружал над арочными проемами. Здесь золоченая краска и автовазовский метод сборки архитектурного элемента из отдельных деталей металлического конструктора, при полном отсутствии литья, выглядят почти издевательством над декоративной симфонией соседней «Пушкинской».
Вот что для меня загадка: есть всемирно известная своим архитектурным решением и декоративным оформлением станция метрополитена. И нет никакой на нее охранной грамоты! Никто за соседствующим с ней интерьером не приглядывает. И все остается в воле заказчика. А он в Метрополитене прежде всего, как известно, инженер, хотя и очень-очень талантливый. Но, извините, отнюдь не архитектор.
«Спасская»
Руководитель авторского коллектива, работавшего над «Спасской», профессор Евгений Раппопорт знаком петербуржцам по станции «Крестовский остров». Собственно, сродни «Крестовскому острову» и декоративное решение «Спасской». Стены облицованы темно-желтым полированным китайским гранитом, пол - черным камнем. Вестибюль станции встречает вас мозаичными панно на мемориальную тему. Одно из них воссоздает облик утраченных церквей Петербурга, среди которых - церковь Спаса-на-Сенной, разрушенная в 1962 году (в ее память и назвали станцию). Другое панно посвящено зодчим Санкт-Петербурга.
Мощные ступенчатые пилоны, игра цветовых гамм и фактур каменных материалов, изысканные панно в подземной архитектуре «Спасской», несомненно, контрастируют с бедным оформлением соседних «Сенной» и «Садовой». И в то же время вполне логично, что от такой фактурной каменной конечной станции поезд довозит вас до другой, не менее фактурной (и тоже - конечной) гранитной колонной станции «Улица Дыбенко». Кстати, последняя станция очень удачна по оформлению. Слишком уж ярко авторский коллектив (О. Г. Кравцов, М. П. Антонов, Г. А. Васильев), на мой взгляд, выполнил в 1987 году каменные мозаичные панно на революционную тему.
Уж очень симпатично они до сих пор смотрятся.
«Волковская»
Не так далеко от «Звенигородской» и новая станция «Волковская». В наземном вестибюле вас встретит удивительный по цвету жизнерадостный витраж. А вот в подземном вестибюле авторы (архитекторы А. С. Константинов и Д. А. Бойцов и художник А. К. Быстров) решили объединить эстетику современных европейских станций метро (например, указатели маршрута движения пассажиров, выполненные флюоресцентными пиктограммами, или стеновые панели из легких материалов) с мраморными панно с живописным изображением реки Волковки. И если на «Звенигородской» сочетание зеленого и красного радует глаз и даже, может быть, компенсирует декоративные изъяны, то на «Волковской» все наоборот. А вот если бы эти сочетания были акварельными, легкими, могло произойти то же чудо. Но... не случилось! Грустно. Опять прекрасное, слегка печальное панно и абсолютно игнорирующая его архитектура. Да, рядом некрополь. Но, вспомните, в панно на станции «Достоевская» - та же невеселая тема. Правда, продолженная в цвете гранитной отделки. Может быть, пора уже остановиться? К тому же наверху, в вестибюле «Волковской», находится живописная симфония витража, весело противоречащая печальному пафосу. А внизу, увы, разноголосица. И прежде всего в цвете. Ну не может серо-бежевый, черный и охристый мрамор сочетаться с фиолетово-карминовыми стенами, обшитыми панелями, белым светом ламп и ярко-салатными указателями на полу и стенах!
Кстати
Конкурс на «Пушкинскую», проведенный в 1954 году, был организован Ленинградским отделением Союза архитекторов. Но сегодня Петербургский союз архитекторов от этих новых строек абсолютно в сторонке, он лишь - общественная организация. Есть вроде бы также и комитет по охране памятников (КГИОП). Он запросто мог бы смотреть за состоянием и окружением станции-памятника. Но где раздобыть для нее подобный статус? Ведь ни в одном законе об охране памятников о метрополитене не говорится. Вновь выявленным объектом он вряд ли станет в ближайшее время.
Будь те же станции в любом другом городе, они были бы достойны похвалы. Но не в Петербурге. Потому что пятьдесят три года созидания петербургского метро оставили далеко сомнения в уместности заботы об архитектурном облике станций, не правда ли?
«У нас самое красивое метро в мире, выдержанное в петербургском стиле. Экономить на оформлении станций - нецелесообразно», - заявила губернатор Валентина Матвиенко на церемонии открытия движения поездов по Фрунзенскому радиусу. Не думаю, что здесь губернатор напоминает французскую императрицу Марию-Антуанетту, которая, узнав, что народ бунтует, потому что у него нет хлеба, сказала: «Пусть тогда едят пирожные!» На них не сэкономить. Уже пробовали.
Не получилось.
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов