Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 26 июня 2024

Георгий Штиль: «Дон Карлос», думаю, станет хорошим спектаклем

Встреча в БИА получилась совсем непохожей на официальную пресс-конференцию. Беседа за накрытым для чаепития столом была неспешной, доброжелательной, откровенной.

Темой разговора стал недавний юбилей БДТ - театра, в котором Георгий Штиль работает уже почти 47 лет. Артист вспоминал о тех далеких днях, когда этот театр был знаменит не только в СССР, но и во всем мире, о людях, составивших его славу.

К юбилею мы ставим «Дона Карлоса»

- Георгий Антонович, как театр отпраздновал свой юбилей?

- К юбилею театра предполагалось выпустить спектакль «Дон Карлос» по пьесе Шиллера. Именно этой пьесой наш театр открылся 90 лет назад - 19 февраля 1919 года. Тогда на открытии в зале была целая толпа народу, там сидели матросы, и прямо после спектакля они, воодушевленные, шли на фронт - защищать Петроград. Но наш главный режиссер Темур Чхеидзе решил не выпускать спектакль 15 февраля, чтобы успеть доработать, отшлифовать и показать его в лучшем качестве. Премьера состоится  27 марта - в Международный день театра. Мы очень много репетируем, думаю, это будет хороший спектакль.

- Какую роль вы будете играть в «Доне Карлосе»?

- Небольшую роль адмирала, который погубил флот. Его должны были казнить, но в последний момент помиловали. Там есть параллели с нашим сталинским прошлым. В каждой пьесе, даже не ставя ее на уши, можно найти что-то современное и актуальное. Так ставил Георгий Александрович Товстоногов. Он мог поставить все, что угодно (есть старая театральная шутка, что хороший режиссер поставит даже телефонный справочник!). Однажды некий современный драматург принес пьесу, которая была не лучше телефонного справочника, она называлась «Правда, ничего, кроме правды», весь спектакль там шел суд и больше никакого действия не было. Но по этой пьесе Товстоногов сумел сделать одну из своих самых знаменитых постановок! Он умел сделать зрелище, потому что зритель для него был на первом месте, актер же - на втором. Спектакль шел с полным успехом много лет. Он никогда ничего особенного не придумывал. Вы, может быть, слышали про его гениальный спектакль «Мещане» по пьесе Горького. Он не выбросил из пьесы ни одного слова и поставил ее очень просто, ничего не выдумывая. Когда мы ездили с этим спектаклем в Германию, то сначала на него не хотели идти зрители, считали, что Горький - плохой пролетарский писатель, а после спектакля увидели, что это гениальный драматург!

Как «Идиот» восхитил английскую королеву

- Говорят, было очень интересно наблюдать за тем, как Товстоногов репетирует...

- Когда  мы были студентами, наш педагог Игорь Горбачев пускал нас наверх, на балкон, чтобы мы могли смотреть репетиции. Например, в 1959 году мы, третьекурсники, присутствовали на репетициях знаменитого «Идиота». Сидел Гога (так все звали Товстоногова), рядом с ним Роза Абрамовна Сирота - гениальный педагог, а на сцене весь цвет БДТ: Доронина - Настасья Филипповна, Стржельчик - Ганечка, Лебедев - Рогожин и никому тогда не известный Кеша Смоктуновский, который репетировал Мышкина. Мы его не знали, он был новый актер в театре. И помню, Гога ругался на него: «Кеша, Кеша, отойди назад, не мешай играть актерам!» И, обращаясь к Розе Абрамовне, говорил: «Роза, это не артист, это пустой номер!» А она попросила дать ей две недели, чтобы с ним поработать, он разрешил, хотя и сказал, что это бесполезно. А через две недели была репетиция сцены сжигания денег. Доронина бросает огромную пачку денег в камин, все бегают, суетятся, кричат, а Смоктуновский стоит сзади, смотрит и только делает жест рукой. А вы бы знали, какая у него рука была! Как у балетного артиста: длинная, выразительная, и он одной этой рукой как бы говорит: «Братцы, да что это вы делаете!» От этой руки невозможно было оторваться. А потом, когда мы ездили с «Идиотом» в Англию, газеты писали, что каждый артист, участвовавший в сцене сжигания денег, может украсить любой английский театр. И после спектакля к нам в советское посольство, впервые в истории СССР, пришла сама английская королева - сказать спасибо артистам. Нас даже пригласили смотреть игру в поло, королева там тоже была, такая простая, в платочке, как у нашей артистки Люси Макаровой.

Шагал был чудный дядька!

- В БДТ есть знаменитая гримерка, в которой стены и потолок расписаны автографами великих людей. расскажите, как возникла эта гримерка...

- Это уникальная комната! Когда-то там сидели Сергей Юрский, Анатолий Гаричев и Олег Басилашвили. И вот где-то в 1963 году мы решили, что раз к нам приходит много иностранцев и знаменитостей, то мы будем брать у них автографы на потолке. Мы приготовили фломастеры, они только-только появились, мы привезли их из-за границы...

Чем лично я могу гордиться? Ну вот однажды маршал Георгий Константинович Жуков пришел к нам и расписывался на потолке. Для этого он встал на табуреточку, а я  держал его за ноги, чтобы он не шлепнулся. Жуков ростом был такой же, как я, а может, и еще поменьше. Он пришел со второй женой, которая была медсестрой на фронте, с дочкой и зятем. А еще, помню, к нам в театр пришел замечательный художник Марк Захарович Шагал. Он посмотрел «Ревизора», зашел за кулисы и расписался на потолке. А Толя Гаричев сказал: «Вот я ваш портрет написал, подпишите, Марк Захарович». Шагал посмотрел, сделал три-четыре поправки и сказал: «Нет, не подпишу, потому что теперь это уже будет Шагал». А через несколько дней я ехал на съемку в Москву, иду вдоль поезда и вижу, что он стоит, в окошко смотрит - ночью, уже 12 часов было. Я тихонечко подхожу: «Здравствуйте, Марк Захарович!» Он узнал меня: «Ой, Добчинский!» И мы с ним проболтали часа два, а жена все время звала его из купе: «Марк, Марк, спать надо!» Ох, какой он дядька чудный был! Он рассказывал мне, как ходил на прием к Фурцевой, чтобы разрешили ему на его родине, в Витебске, построить гостиницу и отдать свои картины. Но Фурцева сказала, что нам это не надо.

На съемках я подружился с волчицей

- А кто из иностранных знаменитостей бывал в этой гримерке?

- К нам приходил очень известный английский актер Ричард Харрис, мы репетировали тогда «Три сестры», он посмотрел репетицию, а потом встал на колени перед Георгием Александровичем и сказал: «Мне хоть бы эпизодик в этом спектакле сыграть!»

- Георгий Антонович, а в кино мы вас сейчас можем увидеть?

- Да, конечно, я сейчас играю лесничего в неплохом телесериале «Северный ветер». Там была очень хорошая актерская команда: Евгений Сидихин, Олеся Судзиловская. Я первый раз с ней работал, она хорошая девчонка. Однажды у нее был день рождения, и ей то ли жених, то ли муж сбросил прямо на площадку тысячу роз. Этот фильм снят очень правдиво, честно, это настоящее кино. На съемках я познакомился с огромной волчицей. Я спросил ее хозяина, можно ли к ней подойти, он ответил: «Не знаю, если хотите, подойдите». Я взял кусок колбаски, узнал, что волчицу зовут Гера, и позвал к себе. А самому-то страшно! Черт ее знает, вдруг тяпнет за руку, но я очень люблю животных, и мне хотелось с ней пообщаться. А она подошла, как собака, взяла колбаску, облизала мне руку. Я осмелел и даже живот ей почесал. Она захрюкала от удовольствия и давай лизать мне лицо! Вот такое было у меня знакомство на съемках!

Беседовала Виктория АМИНОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

ОТ РЕДАКЦИИ. Пока это интервью готовилось к печати, на чай в БИА уже заглянули режиссер Лев Додин и знаменитый конструктор Игорь Спасский. Эти беседы мы тоже обязательно опубликуем.

↑ Наверх