Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Антикризисная тысяча

Субсидирование автокредитов скоро начнется. Поможет?

В минувшую пятницу правительство России планировало начать выдачу льготных кредитов на приобретение отечественных автомобилей. Но... не начало, а только утвердило правила предоставления субсидий. По сведениям банкиров, начнут в апреле. Это же подтверждает директор департамента автопрома и сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов.

А вас сосчитали?

Надо отметить, решение правительства о льготировании приобретения отечественных автомобилей в бизнес-сообществе не вызвало ожидаемого энтузиазма. Особенно после того, как на свет появился знаменитый список Минпромторга. В нем перечислены 30 моделей, при покупке которых частными лицами с рассрочкой на три года государство готово компенсировать банкам часть процентной ставки в размере двух третей ставки рефинансирования Центробанка. То есть в настоящее время - около 9%. Таким образом, финансисты могут выдавать кредиты не под 15 - 25%, как это делается сейчас, а под 6 - 16%. В принципе примерно такими же они были и год назад (8 - 12%). Так что меры правительства призваны вроде бы вернуть все обратно.

В перечне - вся «продуктовая линейка» «ВАЗа» (18 моделей, включая «Шевроле Нива»), три «Лады» ижевского производства, их же «киа спектра», ульяновский «УАЗ Хантер», а также две фольксвагеновские машины, по одному «форду», «фиату» и «рено». Все производятся на территории России.

Специалисты тут же заявили: список создан «под «ВАЗ». Основания для этого у них имеются. В декабре, оповестив о решении выделить средства из бюджета на поддержку автокредитования, премьер-министр указал ценовую границу: машина должна стоить не более 350 тысяч рублей. И «Нива» в базовой (минимальной) комплектации обходится тысяч на тридцать выше. В то же время в списке нет таганрогского «хендая», который на те же тридцать тысяч дешевле предельной суммы.

Впрочем, с таким же успехом можно говорить, что список сделан под «форд» и «фольксваген». Ведь в него попали «форд фокус» с ценой около 390 тыс. руб. и даже немецкая машина калужской сборки, стоящая около 580 тысяч! Зато калининград-ский «шевроле» (около 400 тыс.) остался за бортом, так же, как и нижегородская «Волга» (около 500 тыс.).

Что и возмутило Федеральную антимонопольную службу. Начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов заявил, что ведомство может возбудить дело против Минпромторга по статье 15 Закона о защите конкуренции. В министерстве объясняют: в список включили либо исконно российские заводы, либо тех, кто работает в режиме промышленной сборки. В Калининграде машины собираются из крупных узлов. У таганрогского завода, хотя там и делается полный цикл производства, нет договора о промсборке.

Что же касается «Волги», то здесь аргумент другой. Чиновники Минпромторга говорят: модели ценой выше 350 тыс. руб. льготировать все равно не будут. «Форд» и «фольксваген» попали в перечень потому, что на них можно понизить стоимость до указанной величины.

Ставка на полставки

Если же зреть в корень, идея льготного кредитования имеет свои, вполне очевидные плюсы.

Начнем с банков. Автокредитование всегда считалось одним из самых надежных видов предоставления потребительских займов. В этом случае есть вполне материальный залог. К тому же вполне ликвидный. Да, машина, выйдя за ворота автоцентра, уже становится бывшей в употреблении и в цене теряет. Но клиент-то какой-то взнос все равно успевает сделать до того, как окажется не способным выполнять кредитный договор. К тому же кредит предоставляется не на всю цену автомобиля, а за вычетом первоначального взноса. А он обычно составляет около 30%. Значит, продав за долги автомобиль неплательщика, банк свое вернет.

Почему же тогда банкиры повысили ставки по кредитам? Обычно при этом ссылаются на увеличение рисков в условиях кризиса. Но кризис не кризис, а машина-то у них в руках все равно остается. И с точки зрения ликвидности вряд ли что-то серьезно меняется. Скорее наоборот: после повышения ввозных пошлин на подержанные иномарки спрос на них должен увеличиться. Стало быть, и продать отобранную у неплательщика машину будет проще, и стоить она будет дороже.

Так что с этой точки зрения оснований поднимать ставку у банков нет. И двукратное ее увеличение оправдать можно только тем, что стоимость денег для самих банков возросла. Когда сам берешь под 20 - 25%, в долг дешевле и не отдашь.

А когда кредит дорог, то и число потенциальных заемщиков снижается. Доходы-то у людей падают. В России же в прошлом году процентов сорок машин покупалось в кредит. Вот государство и вознамерилось вроде как увеличить количество людей, которые могут купить автомобиль, привлекая заемные средства, вернув для них ставку на прежний уровень. И риск неплатежей, добавим, тоже.

Но вот что странно: проводить политику льготного кредитования власти собираются, насколько сегодня известно, через свои банки. А они, с одной стороны, не являлись до сих пор лидерами в этом сегменте. Точнее, так: это только два из пяти ведущих банков в автокредитовании. С другой стороны, они-то и так получают деньги дешевле, чем все прочие. И ставки по автокредитам самые низкие держат. Зато условия к заемщикам выдвигают самые жесткие. А вот о смягчении условий в приказах министерства ни слова нет. Коммерческим же банкам денег выделять, вроде, не собираются. Да если и выделят... Кто помешает банкирам снизить ставки, но увеличить все остальные платы?

Было бы что льготировать!

Льготные кредиты должны по идее порадовать и производителей автомобилей, и дилеров. Ведь они должны увеличить спрос.

Но и тут есть свои тараканы. К примеру, на всю программу правительство выделяет всего 2 млрд. руб. А этого хватит, чтобы льготировать покупку не более 150 тыс. автомобилей. Напомним: в минувшем году у нас в стране купили более 3 млн. легковушек. Половина из них была собрана на территории России. Так что правительство собирается поддержать продажу только десятой части того, что было реализовано «отечественными» автопроизводителями в 2008 году. Ну, если учесть, что, по прогнозам специалистов, производство в этом году упадет (да и уже падает), то не десять, а двенадцать процентов. Не так чтобы и много.

И еще: не так уж много машин в базовой комплектации есть у дилеров. На самом деле держать самые дешевые автомобили всегда было неинтересно для продавца. Лучше предложить покупателю что-то подороже. А дешевую всегда заказывать нужно было специально. И ждать несколько месяцев.

Самые же ходовые варианты многих марок, которые попали в список Минпромторга, стоят больше 350 тысяч.

Смогут ли на всеволожском заводе «Форда», к примеру, быстро наладить выпуск «фокуса» с двигателем 1,4 л вместо 1,8-литрового? А ведь именно такой автомобиль и стоит 388 тысяч. Но двигатель-то «Форд» не сам производит, завозит. Это значит, что нужно сделать соответствующий заказ поставщику. А если договоры уже подписаны? Или у поставщика линия «заточена» под больший двигатель? Так что все непросто.

Ну а что касается нас с вами, давайте прикинем. По собственным оценкам специалистов Минпромторга, покупатель машины ценой 350 тыс. руб. на льготном кредитовании сэкономит 42 тыс. руб. То есть тысячу в месяц. По оценкам экспертов, реально при приобретении отечественного автомобиля экономия составит рублей шестьсот максимум. Вот и вся помощь.

А что касается «ВАЗа»... Ему, боюсь, никакие планы правительства не помогут. Кто ездил на хорошем автомобиле, на российский не пересядет. Уж лучше пешком!

Юрий Звягин

↑ Наверх