Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

Большое вам тирамису!

Сегодня, в Международный день театра, мы решили угостить читателя байками и разными смешными историями, произошедшими на сцене и за кулисами

Кулисы каждого театра хранят множество смешных, грустных, абсурдных и нелепых историй. Что может быть веселее, чем актер, рассказывающий про курьез, произошедший с его коллегой? Только актер, рассказывающий про курьез, случившийся с ним самим.  Накануне Дня театра, оказавшись за кулисами Театра им. Комиссаржевской, в актерском фойе, которое здесь по старой памяти, еще с советских времен, называется красным уголком, ваш корреспондент наслушалась вдоволь актерских баек и анекдотов.

Запах страха

Смешная история в Комиссаржевке произошла на премьере спектакля «Андорра». В этот день во время монтировки декораций рабочие сцены умудрились разбить  в кулисах банку с какой-то дурно пахнущей гадостью. Перед началом спектакля дышать за кулисами было трудно. Во время первого действия запах мучил актеров на сцене, а ко второму достиг и зрительного зала. Зрители стали принюхиваться, кашлять, чихать, морщить носы. И тут началась кульминационная сцена: к жителям Андорры, заключенным в тюрьму, обратился надзиратель со словами: «Вы говорите, что вам не страшно? А чем же тут пахнет? Я узнаю этот запах, это запах страха!» Зрители встрепенулись уже на словах «чем тут пахнет», а финальная реплика утонула в общем смехе.

Лишний  гном

Актриса Елена СИМОНОВА рассказала, какие курьезы произошли с ее коллегами.

Есть такая уже классическая байка в Театре «Балтийский дом». 1 января, идет спектакль «Белоснежка и семь гномов»,  актеры, естественно, пришли невыспавшиеся. И один актер, чью фамилию я вам не назову, переоделся в костюм гнома, загримировался, прилег отдохнуть в гримерке и заснул мертвым сном. Добудиться его не смогли. Пришлось срочно наряжать в запасной костюм первого попавшегося под руку монтировщика. Но где-то к середине спектакля актер выспался, вскочил и отправился на сцену, тут уж задержать его не смогли. Выбежал и стал играть. Так у Белоснежки стало восемь гномов.

Бабы, не будем плакать!

Одна пожилая актриса рассказывала  такой случай: играла она в спектакле по какой-то советской пьесе. И вот играют сцену празднования победы, все бабы ревут за столом, а она говорит им: «Бабы! Не будем плакать!» - разворачивает меха баяна и играет, а те подпевают. Но только играть на баяне она не умела, и потому инструмент был картонный, а за кулисами сидел настоящий баянист, он и наяривал. И вот однажды на спектакле она, провозгласив «бабы, не будем плакать», слишком энергично взялась за свой баян, и он порвался на две части. А баянист в кулисах не видит этого, сидит и играет. И тут уж бабы заплакали от смеха.

Стой здесь, княжна...

Моя однокурсница Татьяна, ныне заслуженная артистка, впервые вышла на сцену Комиссаржевки в спектакле «Царь Федор Иоаннович», у нее был маленький эпизод: надо было выйти, сказать фразу «Стой здесь, княжна, сюда царица будет» и уйти. Таня вышла, сказала свою фразу и пошла в кулисы, но от волнения попала не в кулису, а в портал. Уткнулась в стену, испугалась и остановилась. А чтобы найти выход, ей надо было развернуться, снова выйти на сцену и уйти. Но там же идет важная драматическая сцена, царь Федор умирает, требует всех к ответу. И Таня побоялась испортить коллегам финал, осталась стоять, уткнувшись носом в стену, наполовину скрытая кулисой, только зад в сарафане виден и актерам на сцене, и зрителям в зале. Мы за ней со сцены наблюдаем, видим, стоит и вдруг спина начинает трястись - плакать стала. Так жалко было ее, бедную, но смешно гомерически. Так она и простояла носом в угол до конца не только спектакля, но и поклонов - ей стыдно было выйти оттуда, пока зрители не разошлись.

Арестовать кошек!!!

Одна из лучших рассказчиц баек в Комиссаржевке - актриса Нелли ПОПОВА.

- У нас в театре раньше жила кошка, которая в прошлой жизни, наверное, была актрисой. Она всегда стремилась на сцену, причем всегда выбирала кульминационные моменты. Спектакль «Цезарь и Клеопатра»: трубят горны, идут строем  воины в доспехах, и тут под музыку торжественно выходит кошка и величественно садится в кресло Клеопатры! И никак ее оттуда не выгнать. На  «Французских штучках» эту кошку пришлось включить в действие - она полспектакля провела на сцене, актеры тут же на ходу придумали ей имя - Мими и обыгрывали ее присутствие, кто как мог. А у меня с ней были свои счеты!

Однажды во время спектакля «Идиот», где я играла Аглаю, в очень серьезной сцене, я вышла вперед читать стихотворение «Жил когда-то рыцарь бедный», адресуя его князю Мышкину. Все остальные актеры сидели за моей спиной. И вдруг слышу дикий, почти конский топот: это наша кошка и ее сынок несутся из одной кулисы в другую. Все мои партнеры тут же начали тихонько смеяться, а мне-то нельзя, я стою лицом к зрителям. Я собираюсь с духом и начинаю читать стихотворение, но, заглушая меня, кошки снова несутся из кулисы в кулису, и так до самого конца сцены. Актеры уже почти стонали от смеха, только мне было не смешно. Отыграв, я побежала в кулисы и закричала там, сама не понимая от злости, что кричу: «Арестовать кошек!!!» Потом эта фраза вошла в жизнь театра, все надо мной смеялись, вспоминая, как я потребовала ареста четвероногих хулиганов. Но с тех пор кошек и правда стали арестовывать перед спектаклем - запирают их на вахте.

Повернись, Нелечка!

Нелли Попова продолжает:

- На этом же спектакле со мной случился курьез и похуже. Однажды во время сцены с князем Мышкиным, которого играл чудный актер и партнер Валерий Дегтярь, я разговариваю с ним, поворачиваюсь, чтобы обратиться, а он вдруг берет меня за плечи и очень нежно отворачивает лицом к залу. Я снова к нему, а он снова меня отворачивает. Я не могу понять, зачем он это делает, вдруг Валера наклоняется и тихонько мне на ухо говорит: «Нелечка, не поворачивайся, у тебя сзади видны черные трусики». Костюмеры мне не застегнули крючки на платье внизу, и подол разошелся, а я играла драматическую сцену, думая, что у меня все в порядке.
Спасибо, что у меня был чуткий партнер.

Но самое смешное происходит с актерами на гастролях. В прошлом году мы были  в Японии. Все выучили по-японски одно слово: аригато (спасибо) - и им пользовались. Однажды выходим после спектакля и благодарим японцев, которые помогали нам проводить его, - рабочих сцены. В Японии рабочие сцены настолько ответственны, что у них спектакли проходят всегда без сучка без задоринки. И одна наша актриса  подходит к монтировщику-японцу и говорит ему: «Тирамису», потом к другому: «Тирамису», к третьему и так далее. Я ее потом спрашиваю: «Оля, а ты что сейчас японцам сказала?» Она отвечает: «Как - что? Спасибо сказала!..»

Нельзя брать чужое

Маргарита БЫЧКОВА играет злую мачеху в сказке «Двенадцать месяцев», а на премьеру пришел ее 7-летний сын Гриша. И Маргарита рассказала:

- И вот, украла я у падчерицы волшебное колечко, спрятала его, падчерица ходит, ищет кольцо, а я говорю, что не брала... И тут из зала громкий голос Гриши: «Мама, ты что, с ума сошла! Отдай кольцо! Сама же вчера говорила, что нельзя брать чужое!»

Байки слушала и записывала Виктория АМИНОВА

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

↑ Наверх