Дворники и птицы ополчились на Гоголя
С последствиями их «вредительства» пришлось бороться музейным работникам
Подготовка памятников и знаковых «гоголевских» мест к празднованию 200-летия со дня рождения писателя завершилась. Последним специалисты Музея городской скульптуры привели в порядок бюст Гоголя в Александровском саду. Теперь вместе с памятником писателю на Малой Конюшенной улице и мемориальными табличками он сияет чистотой и защищен от разрушения специальными средствами.
Это первый памятник Гоголю, который был установлен в нашем городе. В 1891 году Городская Дума, «желая почтить память знаменитых русских литераторов Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова», поставила вопрос об установке их бюстов в Александровском саду. Бюст отлили на заводе Берто в 1896 году по модели, выполненной скульптором В. П. Крейтаном, и в том же году установили. С правой стороны от бронзового бюста на постаменте поместили фразу из седьмой главы «Мертвых душ», определившую жизненное и творческое кредо писателя: «Определено мне чудною властью озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримыя, неведомыя ему слезы!» А слева - еще более пророческая, и в то же время печальная мысль, выраженная Гоголем в письме к Жуковскому: «Знаю - мое имя после меня будет счастливее меня».
Погода не позволила специалистам Музея городской скульптуры использовать для очистки памятника воду. Снова обошлись специальными очищающими и «консервирующими» средствами. А большой возраст памятника даже идет ему на пользу: по словам сотрудницы отдела городской скульптуры и мемориальных досок Музея городской скульптуры Екатерины Шишкиной, со временем на бронзе образуется светло-зеленая «патина», которая, по ее мнению, делает бронзовый бюст только красивее.
Бюст Гоголя, так же как и другие петербургские памятники, страдает от повышенного «внимания» пернатых. И хотя гуано (птичьи экскременты) очистить достаточно легко, но саму проблему это не решает.
- На самом деле способ борьбы с этой бедой есть, - говорит Екатерина Шишкина. - Например, в Венеции на площади Святого Марка к скульптурам прикрепили своего рода «корону» - железные прутья на голове, которые незаметны и в то же время не позволяют птицам садиться на памятники. То же самое можно было бы сделать и у нас, хотя бы на самых известных монументах.
А вот опыта борьбы с вредителями в лице питерских дворников пока не имеется. Дело в том, что снег, от которого расчищали дорожки сада, дворники старательно укладывали у постаментов памятников. Теперь он превратился в глыбы льда, которые с приходом оттепели стали интенсивно таять. По словам г-жи Шишкиной, это наносит постаментам непоправимый вред. Из-за воздействия влаги они медленно разрушаются.
Юлия БИБИШЕВА
Важно: Правила перепоста материалов